Можно сказать, что роман Гончарова Обломов построен на обобщенных и преувеличенных образах. Это просматривается и в описании основных персонажей, и в содержащихся в произведении картинах жизни.

В частности, автор представ ляет нам мифологическую, идеализированную модель мира. Она появляется в знаменитом сне Обломова и включает в себя черты не только русского народного быта, но и библейские, и даже античные символы. И хотя сам Гончаров выступает против своего сравнения с Обломовым, судя по тексту, мы можем сказать, что этот мир манит не только его героя, но и его самого. Попробуем рассмотреть поближе, что это за блаженное место и чем оно интересно для нас.

Сон Обломова встречается в первой части романа, которую можно было бы даже выделить как отдельное произведение. Сам автор относится к ней негативно, считая ее по сравнению с тремя последующими частями романа неудавшейся. Однако она очень важна хотя бы потому, что без нее невозможна была бы связь между произведениями, входящими в трилогию Гончарова: между Обыкновенной историей, Обломовым и Обрывом. Причем важно то, что связь эта в Обломове идет именно через модель идеальной жизни, Обломовку. Название это, как и фамилия Обломов, может иметь множество интерпретаций. Для нас интересно сходство этого названия со словом обломок. Тут же возникают ассоциации: обособленный умиротворенный мирок Обломовки обломок патриархального Эдема.

Тогда вспомним имена основных персонажей других романов трилогии, с этой точки зрения они совсем не случайны. Адуев в Обыкновенной истории и Райский в Обрыве и вот уже нить между этими тремя произведениями. Ад, Эдем и Рай части одной истории. Теперь какой видит автор в идеале русскую жизнь, природу. В этом маленьком патриархальном Эдеме, как и в истинном, все создано для блага человека, даже природа здесь блаженна: Небо там... как родительская надежная кровля, будто бы божий дом над раем земным, и сам Бог защищает их от всех невзгод. Солнце там светит ярко и жарко около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, а словно нехотя..., словно не хочет покинуть единственный оставшийся на земле божественный уголок. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до седых волос и неземную, сну подобную смерть. Я думаю, что, не согреши Адам и Ева и останься в раю, и эти слова как нельзя лучше подошли бы, чтобы описать их жизненный путь.

Теперь, перейдя от благословенной природы к быту Обломовки, надо сказать, что автор настолько сглаживает острые углы русских патриархальных отношений, что жизнь обломовцев кажется нам просто сказкой. Все там что-то делают, но в то же время и не делают, и сама собой напрашивается мысль о сказочной скатерти-самобранке, беспрестанно присутствующей на столе барского дома, и о колосьях, которые сказочным образом сами собой прорастают на крестьянских полях. Вот как описывает Гончаров крестьянский быт: Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть... У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости... но все это обходилось им дешево, без волнений крови. Вот вам и пример счастливой райской жизни, где все люди живут в мире и согласии благодаря сказочной помощи свыше.

А жизнь в барском доме: Их главной заботой была кухня и обед..., можно добавить еще сон. Да и засыпали-то они где попало, словно Адам и Ева в раю или персонажи сказки о спящей красавице. Мотив сказочной Обломовки можно найти не только в неявной, почти скрытой форме, но и в ярко выраженной истории, рассказанной Обломову его няней. Она воссоздавала целый удивительный мир, лишенный невзгод, мечту о котором Илья Ильич проносит сквозь всю жизнь. Она нашептывала ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где никто ничего круглый год не делает..., а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне. О кисельных берегах этого сказочного государства он грезит, уже будучи в Петербурге. А образ Милитрисы Кирбитьевны навсегда останется идеалом жены для Обломова.

Сказки эти слушали поколение за поколением, так что они властвовали не только над Ильей Ильичом Обломовым, но и над всеми остальными в Обломовке. И примером такого взаимодействия сказки и реальной жизни обломовцев может служить хотя бы описание избушки одного из крестьян, в которую не всякий сможет войти и разве только что проситель упросит ее стать к нему передом, а к лесу задом. Рассказы няни создают воображаемую Илиаду русской жизни, которую она с простотой и добродушием Гомера пересказывала Обломову. Да и действительно, в Обломовке, как и во времена античности, неравноправие людей воспринималось как что-то само собой разумеющееся. Рассказывала ему няня и о золотом руне на Руси Жар-птице. И тут же мотив этот переносится в античную Обломовку. Мужики там ездят в ближайший город продавать свои товары, точно в сказочную Колхиду. Мифы Обломовки многогранны, да и сам Илья Ильич Обломов точно Илья Муромец в мире сказочной Обломовки.

В заключение хотелось бы сказать, что хотя с идеями Гончарова я не во всем согласна, однако его произведение дает нам много новых и интересных тем для размышления, а попытка отразить идеи на бумаге вообще сама по себе смела и интересна.

Похожие сочинения

  1. Образ Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому,...смотреть целиком
  2. Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем
    Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два...смотреть целиком
  3. Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
    "Обломов" встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич...смотреть целиком
  4. Андрей Штольц как антипод Обломова (2)
    Небо, солнце, облака… Обломов. Земля, луна, тучи… Штольц. Именно такими я представляю себе Обломова и Штольца. Они оба органичные люди, поэтому четко следуют законам природы. Обломов – мягкий, нежный, неповоротливый. Штольц – твердый, жесткий, целеустремленный....смотреть целиком
  5. Характеристика образа Ильинской Ольги Сергеевны
    Ильинская Ольга Сергеевна — одна из главных героинь романа, яркий и сильный характер. Возможный прототип И. — Елизавета Толстая, единственная любовь Гончарова, хотя некоторые исследователи отвергают эту гипотезу. «Ольга в строгом смысле не была красавица,...смотреть целиком
  6. Спутницы Обломова
    После выхода в свет «Обыкновенной истории» В. Г. Белинский отметил, что к особенностям таланта Гончарова нужно отнести его «необыкновенное мастерство рисовать женские характеры». Это мастерство в значительной степени отразилось в романе «Обломов» – в...смотреть целиком
  7. Можно ли считать “Обломов” романом о любви?
    Можно ли считать «Обломов» романом о любви? Оценивать произведение можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по отношению к окружающим его лицам. Обломов живет под одним небом с Захаром, своим слугой, со Штольцем, другом детства, с...смотреть целиком