И. А. Гончаров вошел в русскую литературу благодаря своим трем романам, принесшим ему успех и признание: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Это наиболее значительные произведения автора Читатели невольно обращали внимание на фоническую анафору “Об”, непреднамеренно использованную Гончаровым, но наводившую на мысль о связи между этими произведениями. Уже после (в своей статье “Лучше поздно, чем никогда”) он сам скажет, что увидел в произведениях “не три романа, а один”.
Вторая часть трилогии - “Обломов”. На первый взгляд, это совершенно статичное произведение, повествующее о ленивом человеке, гибнущем из-за своей апатии ко всему, что его окружает и из-за нежелания выйти из своего состояния.
Даже любовь и дружба не могут пробудить героя к действиям, несмотря на то, что он человек одаренный и неглупый. Гончаров показал не какой-то особенный характер, а современный для того времени русский тип, показал на примере одного человека целое общественное явление. Имя ему - “обломовщина”.
Анализируя роман Гончарова, Добролюбов в своей статье “Что такое "обломовщина"?” выявил конкретные причины этого явления. Они заключаются во внешнем положении - в барстве - и во внутреннем образе умственного и нравственного развития русского дворянства.
Герой романа, Обломов, родился и вырос в атмосфере старого русского барства. Его олицетворением в романе стали несколько деревень, объединенных в имение семьи Обломовых. Это Обломовка. Автор на время переносит читателя в этот благословенный уголок в главе “Сон Обломова” Сон - своеобразная мечта Обломова, воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни. Что же мы видим? Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо. Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы и людям, и природе. Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно крестьянину. Никогда “...не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги морозами...”. Все идет по календарю. В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце, просыпается лес.
Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий. Горы в Обломовке - это не мрачные отвесные скалы, а плодородные холмы. Речка весело течет, шаля и играя своими водами. “Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски нарисовано”.
Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так, а не иначе. Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг, ни картин. Все время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании мира, а чаще всего во сне. Сон и еда стали важными занятиями в доме. Что приготовить на ужин, продумывалось весь день, а готовка начиналась с обеда. Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог противиться возможности поспать часок-другой после обильного обеда. Этому порядку следовали все, от барина до последнего мужика.
Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам. Главной своей обязанностью родители считали накормить и оградить любимое чадо от всего опасного. Самой неприятной повинностью был труд. Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен. Его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал жизни в гордом созерцании чужого труда.
Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и “по хотению” лентяя. Где запросто тебя женят на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали детей. Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
Детство, отрочество - в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы, история с письмом, кормление булочками...) навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни - спокойной и сытой. И никакие последующие влияния - книги, университетский быт, служба в Москве - не смогли его серьезно поколебать. И это, по Гончарову, естественно, потому что “ум и сердце ребенка наполнились впечатлениями всех картин, сцен и нравов этого быта, нежели он увидел первую книгу”. "
После того, как Илья Ильич покидает Обломовку, что с ней стало? Староста пишет своему барину, что все благополучно, слава Богу, за исключением засухи, гибели почти всех посевов ярового и озимого, побега трех мужиков, закрытия сушильни и белильни для производства холста, недобора в недоимках. Почти ничего не осталось от обильной Обломовки, все куда-то пропало, все растащено и прибрано чужими заботливыми руками. А Обломов не может ничего изменить — ему лень. Он думает, а сделать не может. Герой не понимает, что староста, верно, мошенник, что пишет неправду. Илья Ильич верит в свой “барский авторитет”. После этого Тарантьев еще больше разрушит Обломовку. Останется жалкое подобие. Отчего? Да сама Обломовка, само барство погубило ее. Мир изменился, психология обломовцев же осталась прежней, что и погубило патриархальный мир.
Обломовка во сне и наяву...
Сон — старая патриархальная Обломовка, золотые времена барства, мечта Обломова.
Явь — крушение барства и крепостного права, ненужность обломовцев, их психологии и, как следствие, смерть Обломовки - мечты Ильи Ильича.

Похожие сочинения

  1. Обломов - его сущность, характер и судьба.
    И.А.Гончаров написал сравнительно мало произведений, и "Обломов" - одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является...смотреть целиком
  2. Образ Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому,...смотреть целиком
  3. Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем
    Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два...смотреть целиком
  4. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова
    И.А. Гончаров работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. Это роман о том, как в условиях крепостнической действительности гибнет, теряет жизненную перспективу человек,...смотреть целиком
  5. Обломов и Штольц
    Они — люди одного времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, они должны быть схожи по характеру. Но, читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность. Что же делает их столь разными? Чтобы ответить...смотреть целиком
  6. Обломов и Ольга Ильинская
    И в то же время за русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "подсовывает" Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого...смотреть целиком
  7. Обломовщина и штольцевщина как типы жизни
    В романе “Обломов” Гончаров представил два типа жизни: жизнь — в движении и жизнь— в состоянии покоя, сна. Мне кажется, первый тип жизни характерен для людей энергичных и целеустремленных, а второй тип — для натур спокойных, ленивых, беспомощных перед...смотреть целиком