Долгое время считалось общепри­нятым, что в романе Гончарова и Обломову, и Штольцу проти­востоит Ольга Ильинская, тради­ционно воспринимаемая как один из замечательных женских образов в классической русской литера­туре, Действительно, есть в ней сила воли, твер­дость характера, незаурядный ум. Увидев в Ольге «высший идеал», Добролюбов писал: «В ней-то бо­лее, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину...»

Между тем, в последние годы литературоведы все чаще высказывают сомнение в столь решительном выводе. Достаточно вспомнить самолюбивые мечты героини о том, как под ее воздействием Обломов «будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее». В этом Ольга предвидит даже залог ее собст­венного величия: «Сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?»

Можно даже сказать, что Ольга производит над Обломовым своего рода «воспитательный эксперимент». Ведь она любила не реального Обломова — этого, един­ственного, неповторимого, такого, каков он есть, а некую фикцию, выдумку, миф: «...я любила в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним». Но каково же человеку, которого придумывают, над которым экспериментируют!

С первых же страниц, посвященных Ольге, не возникает сомнений, что для Гончарова — это идеал женщины. И не только для Гончарова, но и, как мы убедились, для Добролюбова. Может быть, имен­но ей, Ольге Ильинской, удастся то, что не удалось даже Штольцу с его неуемной энергией и волей, и Обломов все же проснется, потому что в данном случае речь пойдет не о сухих доводах разума, а о пробуждающей силе чувства, о любви... Но была ли любовь?..

Мы знаем из русской литературы, как женская любовь воистину может творить чудеса: возрождать к жизни, давать опору, спасать от житейских не­взгод, пробуждать угаснувшую веру в собственные силы. Но Ольга Ильинская... Не воспринимаете ли вы историю ее отношения к Обломову как преда­тельство? Помните, Лис говорил маленькому принцу у Сент-Экзюпери: «...ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Ольга приручила Обломова и, сле­довательно, должна отвечать за него (иначе нечего было и приручать). Вы скажете: во всем виноват прежде всего сам Обломов. Несомненно. А Ольга?Ольга исполняла высокую, благородную миссию, «спасала», «поднимала», «переделывала» Обломова. Правда, на какое-то мгновение естественное, не­управляемое и пугающее ее своею неразумностью чувство проснулось в ней, но было отброшено, как та ветка сирени, с которой начался и закончился в романе эпизод со ссорой и примирением влюб­ленных. Победил разум.

А затем произошел новый поворот, связанный с женитьбой Штольца на Ольге, история их сбли­жения (почему-то трудно сказать — любви). Скорее всего вы были внутренне готовы к этому. Ну кто же еще достоин так друг друга, как не Андрей Штольц и Ольга Ильинская! Упорно достигая намеченных целей, рука об руку развиваясь и совершенствуясь («Ольга довоспитывалась уже до строгого понимания жизни... разгула диким страстям быть не могло: все было у них гармония и тишина...»), Ольга и Штольц создали свой «рай». И даже вдруг возникшая тре­вога, те «смутные, туманные вопросы», о которых со времен Добролюбова мы так часто вспоминаем, стремясь увидеть в них залог желанного возро­ждения Ольги, начала ее критического отношения к Штольцу, — ведь на самом деле ничего этого нет! Для нее вполне достаточно было простого утешения Штольца: «...если грусть будет тревожить все боль­ше и больше, то мы... примем ее как новую стихию жизни». Он не договорил, а «она, как безумная, бросилась к нему в объятия и, как вакханка, в страстном забытьи замерла на мгно­вение, обвив ему шею руками». Строки эти обычно не цитируются, может быть, потому, что слишком уж они компрометируют Ольгу: от схемы ничего не остается.

Что же касается тенденций развития образа ге­роини, то они намечены в романе очень предполо­жительно. Во всяком случае, уже после откровенного признания Штольца: «Мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными во­просами, не примем их вызова, склоним головы», — автор пишет об Ольге: «Теперь она уверовала в Андрея не слепо, а с сознанием, и в нем вопло­тился ее идеал мужского совершенства».

Сможет ли Ольга понять когда-нибудь Штольца так же, как она поняла Обломова? Действительно ли ее сильный характер и постоянно ощущаемая ею потребность к действию неминуемо должны были привести Ольгу к разрыву со Штольцем, на что надеялся Добролюбов? В романе прямого ответа на эти вопросы нет.

Похожие сочинения

  1. "Жизнь моя началась с погасания..."
    Илья Ильич Обломов — главный герой романа — русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые от крепостного имения. “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием...смотреть целиком
  2. Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем
    Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два...смотреть целиком
  3. Характеристика главных героев в романе Гончарова «Обломов»
    Андрей Штольц - ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался...смотреть целиком
  4. Обломов и обломовщина (По роману И. А. Гончарова "Обломов")
    И. Гончаров написал три романа, которые, не являясь ни остросоциальными полотнами, ни образцами сложного психологизма, стали, тем не менее, своеобразной энциклопедией национального характера, уклада жизни, жизненной философией. Обломов — устойчивый,...смотреть целиком
  5. Сон Обломова. Анализ эпизода
    Роман Гончарова "Обломов" является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя...смотреть целиком
  6. «Томительность» ума Ольги в романе «Обломов»
    Но интересоваться всем - значит ничем не интересоваться серьезно, углубленно, систематически, значит все брать только из чужих рук, узнавать с чужих слов, в порядке самообразования на домашнем досуге. Это значит лишь гоняться за всякими новинками- научными,...смотреть целиком
  7. О театральных интерпретациях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»  Новое!
    Одним из самых сложных для сценическо­го воплощения образов комедии А. С. Гри­боедова «Горе от ума» является Софья. Неоднозначность этого образа в самой пьесе обус­ловила многогранность его трактовок на сцене. Вот как описывает его наиболее яркие театральные...смотреть целиком