Термин "композиция" часто подменяют синонимическими словами "структура", "архитектоника", "конструкция" и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают и чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т.п. - "внешняя композиция) иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу ("внутренняя композиция").

Разница между художественно интересными и развлекательно-занимательными произведениями находит свое выражение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психологическими средствами, путем углубления характера и идейного заострения произведения; при этом обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изображения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа "Обломов" ставим опорную схему.

Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая "Обломова" словами: "он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
Стремление "к точке зрения" - так выстраивается композиция романа* Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение - это "чудо искусства", это особый мир, живущий по своим художественным законам.

Одним из главных законов композиции является отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Н.Г.Чернышевского, дает писателю возможность "безукоризненно группировать фигуры", то есть самой группировкой персонажей отражать жизненную правду.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжировку, которая задает общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая.

Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного.

Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловливается материалом, объектом изображения, мировоззрением писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе Гончарова почти ничего не происходит, но композиционная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни.

Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна - жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры но мысли об этом постоянно отравляют ему существование "Трогает жизнь, везде достает", - сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, в них нет ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Да потому лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий "закулисный" кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточно ясно.

Похожие сочинения

  1. Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем
    Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два...смотреть целиком
  2. Художественное время и пространство в романе «Обломов» И. А. Гончарова  Новое!
    Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но так­же важным средством в худо­жественном освоении мира. Обращение к пространст­венно-временной организации романа поможет луч­ше разобраться в идейно-художественной структуре...смотреть целиком
  3. Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И.А.Гончарова "Обломов"
    Гончаров Иван Александрович родился б июня 1812 г. в состоятельной купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он скончался, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, а также...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Обломова Ильи Ильича
    Обломов Илья Ильич — главный герой романа, молодой человек «лет тридцати двух — трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица... мягкость была...смотреть целиком
  5. Тарантьев Михей Андреевич — земляк Обломова
    Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича, — неизвестно. Тарантьев появляется па первых же страницах романа — "человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными...смотреть целиком
  6. Анализ письма Обломова
    Причиной написания письма для Обломова стали слова Ольги, которые она сказала ему. После её признания в любви, он долго размышляет об этих словах. Обломов стоит перед зеркалом, разглядывает себя и говорит, что Ольга не права, что она не любит его. Он...смотреть целиком
  7. Женские образы в романах И. С. Тургенева "Отцы и дети" и И. А. Гончарова "Обломов"
    Женские образы в романах И. С. Тургенева "Отцы и дети" и И. А. Гончарова "Обломов" Романы Тургенева и Гончарова, помимо своей художественной красоты, замечательны тем, что заставляют задуматься читателя над теми аспектами жизни,...смотреть целиком