Какова широта взглядов, такова широта и решений.
Н. Чернышевский
Русский писатель И. А. Гончаров отразил в своем творчестве жизнь, быт и психологию дворянства в годы, предшествующие отмене в России крепостного права. «Обыкновенная история» — один из первых романов Гончарова, где он рисует картину жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века.
В центре романа стоит своеобразная дуэль двух главных персонажей: молодого провинциала Александра Адуева и его дяди Петра Ивановича, столичного жителя, преуспевающего дельца. Иными словами, дуэль чувства и рассудка, поединок за право жить согласно своим идеалам. А идеалы дяди и племянника вначале прямо противоположны.
Юный Александр является в Петербург прямо из материнских объятий. Начитавшись и наслушавшись всяких благородных идей, он стремится в столицу не из праздного любопытства. Как Дон Кихот, он намерен бороться со всем бездушным, гнусным, расчетливым. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности», — говорит он. Александр не лишен и честолюбия: он мечтает о «колоссальной страсти», о «громких подвигах», о «славе писателя».
Но готов ли он к борьбе? Он рос в домашней, тепличной обстановке: «О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху». Окончив университет, он «знает с дюжину наук да с полдюжины древних и новых языков», но пока неясно, какой именно путь служения отечеству выбрать. Он внешне мил, и окружающие относятся к нему с симпатией. Словом, будущее представляется ему «в радужном свете», но весьма туманно.
Дядя Александра, человек трезвого ума и практического смысла, сразу увидел, кто перед ним. Он предупреждает, что мечтателям в столице не место — здесь надо заниматься делом, что все понятия о дружбе, любви, прелестях жизни и счастье здесь «надо перевернуть вверх дном». Дядя сомневается, что из племянника выйдет толк. Впрочем, как родственник и человек со связями, Петр Иваныч находит Александру место и даже литературный заработок, хотя и не тот, о котором мечтал романтически настроенный выпускник университета.
Дядины советы и постоянные насмешки над тем, что было для него «священным» и «небесным», поначалу действуют на Александра Адуева, как холодный душ. Ему нелегко было учиться скрывать свои порывы искренности, восторги, застенчивость. Тем не менее он довольно быстро усвоил внешние правила построения карьеры чиновника.
Дела же сердечные складывались с переменным успехом. Очарование музыки, обнаженные плечи, огненные взоры часто, бывало, не давали уснуть. Сердце Александра страстно жаждало любви. И объект внимания не замедлил явиться: Наденька Любецкая. Какое тут может быть дело, какая работа, о которой твердит дядя! И когда в конце концов оказалось, что все произошло именно так, как предрекал Петр Иваныч, Александру кажется, что его жизнь кончена. Он потерпел крах и в любви, и в дружбе, и в попытках творчества, и на работе. Все, чему учили книги и учителя, разлетелось в прах под железной поступью реальной жизни.
Александр опускается до самого жалкого состояния, даже доходит до попытки самоубийства. Проклиная город, он спустя восемь лет возвращается в деревню. Адуев-младший побежден велениями века. А веления века — это расчет. Расчет в деле. Расчет в дружбе, в любви. Расчет в женитьбе.
Александр надеется в деревне на чудо воскрешения. Он мучительно перебирает и анализирует прошлое. И, как ни странно, тоскует по Петербургу, который не так давно предавал анафеме. Он еще и еще раз вспоминает дядины советы, примеры жизни других удачливых чиновников. Неужели он не сможет жить, как все? Сможет! И Александр мчится обратно в Петербург делать свою «карьеру», искать свою «фортуну».
Чувствуя, что он отстал, Александр Адуев начинает наверстывать потерянное с удвоенной силой. К тридцати пяти годам и следа не остается от того худенького мечтательного юноши, который впервые увидел столицу. Он «пополнел, оплешивел», «стал румян», с «достоинством носит свое выпуклое брюшко и орден на шее», женился на богатой невесте. «Словом, обделал свои дела», — сказал о нем сам Гончаров. Милый романтик, который мечет громы и молнии против проявления любых человеческих слабостей, требует от других благородства и чистоты в мыслях и поступках, очень часто, повзрослев, превращается в человека чрезвычайно делового. Юношеские идеалы уступают место расчету и практичности. Тот, кто упрекал других, становится таким, как те, кого он обличал, а порой даже и хуже. Вот почему И. А. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история». Как мне кажется, несмотря на то, что в романе описаны события давних лет, эта история иногда повторяется и сегодня.