Роман “Обломов” был написан И. А. Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в нем проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто “более, нежели просто удачное создание сильного таланта”. Она увидела в нем “произведение русской жизни, знамение времени”.
Так была определена исключительная злободневность гончаровского романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были высказаны суждения, оценивавшие “Обломова” как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный интерес к нему театра и кинематографа, читателей и исследователей, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего — прямое подтверждение пророческих предвидений тех лет.
В чем же секрет этого романа? Видимо, в том, что Гончаров как гениальный художник сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление. Явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление — обломовщина.
Кто же он — Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, — вот судьба главного героя романа и многих других персонажей. А за пределами произведения читатель видел еще великое множество обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть... "Обломовщина"”, — отвечает наш герой.
Царство крепостной России — вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая к этому труда, — основа всех поступков и образа действий Обломова. Да и не только его одного.
Теперь попробуем на минуту представить себе, от чего отказался Обломов и в каком направлении могла бы пойти его жизнь.
Вообразим себе иной ход сюжета романа. Ведь многие современники Обломова, выросшие в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до служения народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удается спасти Обломова. Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших выгод, он освобождает своих крестьян. Обломов выписывает из-за границы новейшую сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести свое хозяйство по-новому, по-капиталистически. За короткий срок Обломову удается разбогатеть. К тому же умная жена помогает ему в предпринимательской деятельности.
Представим себе другой вариант. Обломов “пробуждается” от сна сам. Видит свое гнусное прозябание, бедность своих крестьян и “уходит в революцию”. Быть может, он станет видным революционером. Его революцион ная организация поручит ему очень опасное задание, и он его успешно выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его узнает вся Россия.
Но это все фантазии... Изменить роман Гончарова нельзя. Он написан очевидцем тех событий, отразившим время, в котором жил. А это было время накануне отмены крепостного права. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян, полагая, что крепостное право будет существовать вечно.
До настоящего времени роман Гончарова “Обломов” сохранил свою привлекательность как произведение высокого нравственного пафоса, беспощадной авторской откровенности, подлинного гуманизма.

Похожие сочинения

  1. Образ Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому,...смотреть целиком
  2. Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова "Обломов"
    Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел. Про таких друзей, как Илья Ильич...смотреть целиком
  3. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов»
    Возвышенное сверкает подобно молнии среди ночного мрака, и поражает нашу душу Вольтер Кто красоту не может защитить, Ее златой медали не достоин Шиллер Что такое настоящая женская красота? Этот вопрос волновал многих поэтов и писателей. В произведениях...смотреть целиком
  4. Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова "Обломов"
    «Обломов» - вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий,...смотреть целиком
  5. В Обломове дремлет та мечтательность, что рвалась наружу
    Обломов Илья Ильич — главный герой романа, молодой человек "лет тридцати двух от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица... мягкость была...смотреть целиком
  6. «Воспитание — великое дело им решается участь человека…» (По роману Гончарова «Обломов»)
    Высказывание В. Г. Белинского о том, что воспитанием «решается участь человека», можно отнести к Илье Ильичу Обломову и Андрею Ивановичу Штольцу — главным героям романа И.А. Гончарова «Обломов». Казалось бы, эти люди, принадлежащие к одному и тому же...смотреть целиком
  7. Образ Ольги Ильинской стремление к высшему идеалу русской женщины в любви
    Я вас люблю (к ҹему лукавить?), Но я другому отдана И буду век ему верна... А. Пушкин Несомненно, ҹто для решения той художественной задаҹи, которую поставил перед собой Гонҹаров в романе Обломов, нужна была...смотреть целиком