Страница: 1  [ 2 ]  

воплотить образ гармоничного человека и столь же гармоничной любви в современной ему действительности была утопией. Он писал: «Между действительностью и идеалом лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда».

Совсем в ином свете начинает восприниматься образ Обломова. В одном из разговоров со Штольцем Обломов замечает: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». По-моему, Обломов действительно не понял жизни, не проявив должного упорства, без которого было невозможно добиться любви. Но и Штольцу тоже не по силам эта задача, хотя он неутомимо к ней шел. Поэтому это не столько вина Обломова, сколько его беда. Поэтому не так страшен выбор Ильи Ильича, сколь страшна окружающая действительность.

Выбор идиллического покоя на Выборгской стороне Петербурга был своего рода спасением. Эта мысль проводится через сопоставление Пшеницыной и Ольги. Агафья Матвеевна охарактеризована совершенно иным способом, чем Ольга Ильинская. В ней нет ни богатого внутреннего мира, ни постоянно работающей мысли, ни высоких порывов. Зато она прекрасно управлялась с хозяйством, четко ощутила свое назначение как женщины и жены. Она любила Обломова без всяких мыслей о целесообразности этого чувства и «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв».

Любовь Пшеницыной вызывала глубокую симпатию автора. Ведь с возникновением этого чувства для Агафьи Матвеевны открылся истинно человеческий смысл и свет жизни, сменивший ее прежнее почти бездуховное существование.

Таким образом, в «Обломове» показана драматическая история любви и нравственных терзаний Ильи Ильича. Именно любовь выявила истинную сущность характера героя, а значит, можно заключить, что любовная интрига в романе играет главную роль. Любовь делает для нас более понятным и близким и самого Обломова, и то, что его окружает, она делает роман вневременным и наполняет его общечеловеческим смыслом.


Страница: 1  [ 2 ]