Основные черты обломовского типа порождены крепостничеством и проявляются в беспробудной лени, неприспособленности личности к жизни и труду. Родовые признаки обломовщины можно найти, как считает Добролюбов, в Онегине, Печорине, Рудине и в других «вариантах» «лишнего человека». При всей неожиданности такая аналогия верна по существу, потому что перечисленных героев роднит «бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего...» (2, 127). Обломов уступает своим собратьям по уму и темпераменту. Но именно в нем со всей определенностью выражена мысль об исторической исчерпанности «лишних людей» как деятелей дворянского периода. В лице Обломова, заключает критик, они сведены «с кпасивого пьедестала на мягкий диван...»
Критик обращает внимание и на своеобразие художественного метода романа, его структуры, через которую выявляется сущность обломовщины. Он отмечает полноту, обстоятельность в изображении действующих лиц, окружающей обстановки. Так, с изумительной подробностью Гончаров описывает не только привычки Обломова, но и комнаты, в которых жил герой, диван, на котором он проводил время, даже серый сюртук и «щетинистые» бакенбарды его слуги Захара. С неменьшей подробностью очерчены быт и нравы обитателей Обломовки, которая сформировала психологию героя. «В этом уменье охватить полный образ предмета,— писал критик,— отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова» (2, 109). Особое значение имеют детали, концентрировавшие типическую сущность героя (например, халат Обломова, его домашние туфли, в которые он попадал ногами, даже не глядя на пол).
Композиция романа, показывает критик, также связана со стремлением автора к широкому, эпическому охвату действительности. Задерживаясь на деталях, останавливая «летучие явления» (2, 109) жизни, Гончаров придавал сюжету не бурное, а медленное, плавное развитие. Это позволяло глубже заглянуть в затаенные складки человеческой души, выявить взаимосвязь героя и среды. Язык романа покоряет естественной выразительностью, простотой.
Показав обломовщину как социальное зло, Гончаров создал роман огромной воспитательной силы. Писатели, деятели революционного движения не раз обращались К «Обломову» как к произведению, направленному против общественного и нравственного застоя. «„Обломов" — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было» — писал Л. Толстой.