Основные черты обломовского типа порождены крепостничеством и проявляются в беспробудной лени, неприспособленности личности к жизни и труду. Родовые признаки обломовщины можно найти, как считает Добролюбов, в Онегине, Печорине, Рудине и в других «вариантах» «лишнего человека». При всей неожиданности такая аналогия верна по существу, потому что перечисленных героев роднит «бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего...» (2, 127). Обломов уступает своим собратьям по уму и темпераменту. Но именно в нем со всей определенностью выражена мысль об исторической исчерпанности «лишних людей» как деятелей дворянского периода. В лице Обломова, заключает критик, они сведены «с кпасивого пьедестала на мягкий диван...»





Критик обращает внимание и на своеобразие художественного метода романа, его структуры, через которую выявляется сущность обломовщины. Он отмечает полноту, обстоятельность в изображении действующих лиц, окружающей обстановки. Так, с изумительной подробностью Гончаров описывает не только привычки Обломова, но и комнаты, в которых жил герой, диван, на котором он проводил время, даже серый сюртук и «щетинистые» бакенбарды его слуги Захара. С неменьшей подробностью очерчены быт и нравы обитателей Обломовки, которая сформировала психологию героя. «В этом уменье охватить полный образ предмета,— писал критик,— отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова» (2, 109). Особое значение имеют детали, концентрировавшие типическую сущность героя (например, халат Обломова, его домашние туфли, в которые он попадал ногами, даже не глядя на пол).


Композиция романа, показывает критик, также связана со стремлением автора к широкому, эпическому охвату действительности. Задерживаясь на деталях, останавливая «летучие явления» (2, 109) жизни, Гончаров придавал сюжету не бурное, а медленное, плавное развитие. Это позволяло глубже заглянуть в затаенные складки человеческой души, выявить взаимосвязь героя и среды. Язык романа покоряет естественной выразительностью, простотой.

Показав обломовщину как социальное зло, Гончаров создал роман огромной воспитательной силы. Писатели, деятели революционного движения не раз обращались К «Обломову» как к произведению, направленному против общественного и нравственного застоя. «„Обломов" — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было» — писал Л. Толстой.

Похожие сочинения

  1. Обломов - его сущность, характер и судьба.
    И.А.Гончаров написал сравнительно мало произведений, и "Обломов" - одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является...смотреть целиком
  2. Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова "Обломов"
    Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел. Про таких друзей, как Илья Ильич...смотреть целиком
  3. Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
    "Обломов" встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич...смотреть целиком
  4. Образ Ильи Обломова в романе И.А.Гончарова
    Перед нами была просыпавшаяся Россия.. А. Герцен Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда на это есть триста Захаров!), постепенно опускается....смотреть целиком
  5. Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова "Обломов"
    «Обломов» - вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий,...смотреть целиком
  6. Роль Штольца в романе Гончарова «Обломов»
    В детстве Обломов подружился с Андрюшей Штольцем, сыном управляющего соседним имением. При имении был пансион для детей местных помещиков. В нем учился Обломов. Андрюша полюбил спокойного, безвредного Илюшу и тайком от отца делал за него половину уроков....смотреть целиком
  7. Пассивный протест окружающему злу (по роману И.А.Гончарова "Обломов")
    Иван Александрович Гончаров — последовательный и честный художник; в своих произведениях он разоблачает пороки современного ему общества. Следуя традициям русской классики, Гончаров считает, что литература должна активно вмешиваться в жизнь, делать ее...смотреть целиком