Первая часть романа "Обломов" посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Особое внимание автора уделено описанию халата Обломова, восточного, "без малейшего намека на Европу", просторного, широкого, который покорно повторяет движения его тела. Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью "сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума".

Все вроде благостно, но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: "Отчего я такой?" Ответ на него писатель дал в главе "Сон Обломова", которую называют "увертюрой всего романа". Герою снится детство в патриархальной Обломов-ке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер. Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться. Труд здесь — привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания...

С точностью, которой позавидовал бы сам Фрейд, писатель проанализировал детство героя, среду, формирующую в живом и любопытном малыше инертность, неумелость, вялость души и тела. Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их". Бессмысленно круговращение дней, где до обеда обсуждали обед, после обеда спали, а проснувшись, пили чай, занимались "чем-нибудь" и начинали готовиться к ужину.

Сон переносит Обломова во времени, но почти ничего не меняется в его существовании. Вернее, перемены есть, но они чисто внешние. Немного учебы в "пансионе" немца Штольца не препятствует его безделью, так как на книгу его отец смотрел "как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать", и когда Илюша притворялся больным, его охотно оставляли дома. "Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь".

Сам характер этого героя предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий, увлекательной интриги. Но несмотря на то, что ничего особенного в романе не происходит, читается он с неослабеваемым интересом. Может быть, причина этого таится в выразительности и яркости языка писателя, в его неповторимом юморе, с которым описаны знаменитые сцены пререканий Ильи Ильича с крепостным слугой Захаром. Думает ся, лишая жизнь героя внешних событий, автор сосредоточил основное внимание на его напряженном внутреннем мире. Ведь жизнь Обломова вовсе не так спокойна и безмятежна, как это кажется вначале.

Крепостнический уклад России не только обрекал на нищенское и бесправное положение русский народ, но и калечил душу подрастающего дворянина, убивая в нем прекрасные задатки характера. В Обломове часто видят только губительное влияние крепостного рабства и барства. Но в нем есть очень много привлекательных качеств, порожденных той же патриархальной средой. Это его доброта, критическое отношение к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, стремление к чему-то высшему. Илюша Обломов воспитан на русских народных сказках и былинах. Он растет на лоне мягкой среднерусской природы, которая сулит человеку покой и тишину, окруженный любовью и лаской. Поэтому ему органически чужды суета и расчетливость. Он ищет в жизни "ума, воли, чувства". И такое прекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет жизнь Обломова, пробуждая его душу, вселяя надежду на счастье. Но если он любит искренне и нежно, то в чувствах Ольги явно преобладают расчет и тщеславие. Она поставила перед собой трудную и благородную цель — пробудить к жизни спящую душу. Может быть, это чувствует Илья Ильич, и для него любовь становится испытанием, которого он не выдерживает. Слабые попытки Обломова изменить свое существование терпят крах. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни.

Итак, что же такое обломовщина? Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. В него входит весь патриархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливоо'гью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью. Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собой модернизированный буржуазный вариант обломовщины. Следовательно, этим понятием можно обозначить вообще такое состояние, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.

Похожие сочинения

  1. Образ Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому,...смотреть целиком
  2. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов»
    Возвышенное сверкает подобно молнии среди ночного мрака, и поражает нашу душу Вольтер Кто красоту не может защитить, Ее златой медали не достоин Шиллер Что такое настоящая женская красота? Этот вопрос волновал многих поэтов и писателей. В произведениях...смотреть целиком
  3. Что такое "обломовщина"? (по роману И. А. Гончарова "Обломов")
    Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое "обломовщина"?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”....смотреть целиком
  4. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова
    И.А. Гончаров работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. Это роман о том, как в условиях крепостнической действительности гибнет, теряет жизненную перспективу человек,...смотреть целиком
  5. Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова "Обломов"
    «Обломов» - вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий,...смотреть целиком
  6. "Хрустальная душа" томящаяся в безделье (по роману Гончарова "Обломов")
    Сюжет "Обломова" задумывался Гончаровым изначально как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса. Авторская позиция по отношению к крепостному праву, существующему в России, должна была прозвучать...смотреть целиком
  7. Роль любовной интриги в романе И.А. Гончарова “Обломов”
    Отношение к любви, способность любить в русской литературе XIX века стали своего рода мерилом человеческой ценности героев, их исчерпывающей характеристикой. Проходя через испытание любовью, личность проявляет свои сильные и слабые стороны, закаляется...смотреть целиком