Большого мастерства достигает писатель в использовании категорий художественного времени и пространства. Характерно желание героя в I части занять как можно меньше места, спрятаться в своё халат, как в футляр, отгородиться от жизни, ее шума, тревог, запросов. Положение меняется во второй и третьей частях романа: под воздействием Штольца, а затем и Ольги сфера действий и поступков Обломова расширяется, но до известных пределов. Роман строится по принципу кольцевой композиции. В четвертой части пространство героя становится снова предельно узким. Сонный покой снова обволакивает Обломова, «настоящее и прошлое слилось и перемешалось». В первых частях романа время еще — хотя и медленно — двигалось. Оно убыстряется с появлением Штольца и Олл>ги; в четвертой же части время постепенно останавливается и дагэке имеет тенденцию повернуться вспять, в то далекое прошлое, когда лучшими сочинителями считались Дмитриев, Карамзин, Батюшков и Жуковский...
Еще Добролюбов обратил внимание на спокойный, неторопливый темп повествования в «Обломове». По словам критика, для Гончарова характерна «большая отчетливость в очертании даже мелочных подробностей и ровная доля внимания ко всем частностям рассказа» [4, 311]. Основные приемы, с помощью которых дается представление о героях,— их портреты, диалоги, обширные бытовые описания, помогающие воссоздать не просто привычную среду каждого персонажа, но и его жизненную позицию.
Обломов вошел в наше сознание не только как литературный, но и как общественный тип. В нем содержатся важные уроки и предостережения, адресованные и современникам, и последующим поколениям, Роман является не просто обличением крепостничества,