Большого мастерства достигает писатель в использовании категорий художественного времени и пространства. Характерно желание героя в I части занять как можно меньше места, спрятаться в своё халат, как в футляр, отгородиться от жизни, ее шума, тревог, запросов. Положение меняется во второй и третьей частях романа: под воздействием Штольца, а затем и Ольги сфера действий и поступков Обломова расширяется, но до известных пределов. Роман строится по принципу кольцевой композиции. В четвертой части пространство героя становится снова предельно узким. Сонный покой снова обволакивает Обломова, «настоящее и прошлое слилось и перемешалось». В первых частях романа время еще — хотя и медленно — двигалось. Оно убыстряется с появлением Штольца и Олл>ги; в четвертой же части время постепенно останавливается и дагэке имеет тенденцию повернуться вспять, в то далекое прошлое, когда лучшими сочинителями считались Дмитриев, Карамзин, Батюшков и Жуковский...

Еще Добролюбов обратил внимание на спокойный, неторопливый темп повествования в «Обломове». По словам критика, для Гончарова характерна «большая отчетливость в очертании даже мелочных подробностей и ровная доля внимания ко всем частностям рассказа» [4, 311]. Основные приемы, с помощью которых дается представление о героях,— их портреты, диалоги, обширные бытовые описания, помогающие воссоздать не просто привычную среду каждого персонажа, но и его жизненную позицию.

Обломов вошел в наше сознание не только как литературный, но и как общественный тип. В нем содержатся важные уроки и предостережения, адресованные и современникам, и последующим поколениям, Роман является не просто обличением крепостничества,

Похожие сочинения

  1. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов»
    Возвышенное сверкает подобно молнии среди ночного мрака, и поражает нашу душу Вольтер Кто красоту не может защитить, Ее златой медали не достоин Шиллер Что такое настоящая женская красота? Этот вопрос волновал многих поэтов и писателей. В произведениях...смотреть целиком
  2. Художественное мастерство И Гончарова в романе "Обломов"
    Роман И. А. Гончарова построен по принципу изо­бражения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биогра­фии. Содержание...смотреть целиком
  3. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (По роману Гончарова «Обломов»)
    Человек не должен быть эгоистом, заботиться только о себе. Он обязан постоянно к чему-то стремиться, совершенствоваться. Иначе жизнь его становится бледной, тусклой. Он должен действовать, если даже понимает, что погибнет, если знает, что обречен. В...смотреть целиком
  4. Любовь Обломова: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына
    Любовь — сильнейшее человеческое чувство — сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной — умной, утонченной, нежной, требовательной, другой — хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью...смотреть целиком
  5. "Сон Обломова" в романе И.А. Гончарова "Обломов"
    “Сон Обломова” — великолепный эпизод романа Гончарова “Обломов”. По-моему, сон это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал я, читая роман, что Обломов ему мил...смотреть целиком
  6. Типичный представитель дворянства
    Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано. Н.А.Некрасов Роман "Обломов" Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический...смотреть целиком
  7. Илья Обломов — «мирный зритель боя»  Новое!
    Не показалось ли вам, что герой романа Гончарова, откровенно го­воря, не слишком сложен? Леже­бока, лежит себе на диване, де­лать ничего не хочет, а если и полюбила его хорошая девушка, то и тут не смог он пересилить свою лень, предпринять какие-то практические...смотреть целиком