В молодые годы Обломов хотел вести жизнь художников и поэтов. Его девизом было изречение: «Вся жизнь есть мысль и труд». Однако это желание, как, впрочем, и многие другие, «непостижимым образом погасло»: Обломов погрузился в «болото», опустился на «дно» бездумного существования. «Обломовщина» — такой диагноз ставит своему другу Штольц, и, согласно ему, Илья Ильич не способен сбросить «халат» со своих плеч, тем более с ума и души.

Все это так. И тем не менее, духовная биография Обломова не может быть представлена лишь как процесс постепенного и неуклонного распада личности, утраты внутреннего стержня. Обломов — по-своему цельная натура, которая именно в своей цельности и непохожести на «других» противостоит и тому же Штольцу, и массе дельцов, карьеристов, приспособленцев, «мучителей», недовольных, постоянно суетящихся, докучающих назойливостью и неоправданной требовательностью.

В романе Гончарова ощутимо гоголевское начало. Илья Ильич более всего похож на Манилова: грезы, мечты, элементарность желаний. Но есть одно важное отличие, не позволяющее отождествлять персонажей: в Обломове начисто отсутствует самодовольство — верный и главный признак пошлости. Конечно, когда-то Обломов готовил себе роль творца. Творцом он не стал, но он не стал и безвольным исполнителем чужой мысли.

По словам Ильи Ильича, в обществе нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии». Может быть, бессознательно для себя герой произнес слово, дающее ключ к пониманию его жизненной позиции. В современном языке «симпатия» — синоним понятиям «сочувствие», «влечение», «сопереживание». Однако в «Толковом словаре» В. И. Даля в пояснении даются эпитеты: «безотчетная любовь», «беспричинное влечение к другому». Не любовь-страсть, не любовь, рационально объяснимая, а нечто высшее, исходящее из внутренних безотчетных сердечных побуждений, не контролируемое разумом чувство лежит в основе мироощущения персонажа. Характерный пример: с одним из приятелей обсуждаются бывшие сослуживцы. «Он добрый малый!» — отзывается об одном из них Обломов и тут же добавляет: «Очень добрый...» И далее подбираются определения по нарастающей: «Прекрасный человек!.. Отличный человек!»


Умевший любить других полнотой своего беззлобного сердца, Обломов оставил в сердцах
соприкасавшихся с ним людей след ничего не требующей, внешне безвольной, а на самом
деле самоотверженной любви. Знаменательна в этом отношении судьба Агафьи Матвеевны, ставшей помещицей, госпожой Обломовой. После смерти мужа она по-прежнему была «живым маятником» в доме: вела хозяйство, поила всех чаем и кофе, обшивала, смотрела за бельем, за детьми, за кухаркой, за дворником, старалась угодить братцу и его капризной жене. «Но отчего же так?» — вопрошает Гончаров. Что заставляло ее, независимую и ни в чем не нуждающуюся, взять на себя все те хлопоты, на которые эта женщина обрекла себя? Ответ один: жертвенность шла от любви Обломова; теперь Агафья Матвеевна знала, что жила не напрасно, и существование ее стало осмысленным. Добро порождает добро, потому крепостной Захар не может покинуть могилы своего барина. Но сын Обломова, воспитывающийся в доме Штольца, вряд ли сохранит" чувство всеобщей симпатии.

Илья Ильич умер без боли и мучений: как будто остановились часы, которые забыли завести накануне. Его тело, уточняет Гончаров, покоится на ближайшем кладбище под
скромной урной, между кустов, «в затишье», «кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».

Внезапная кончина без страданий — своеобразная награда за чистую, «как хрусталь», душу. Но ведь это еще и смерть без покаяния, без последнего критически брошенного взгляда на прожитые годы, без подведения итогов земного бытия. «Никто не видал последних его минут, не слыхал предсмертного стона».





Возникает поистине двусмысленная ситуация: для Ильи Ильича, жившего тихо и незаметно, «легкая» смерть — конечно, благо. Но для человека, как существа разумного, несущего ответственность за состояние мира, это не выход, не оправдание.


Ученые много спорят о происхождении фамилии персонажа. По исконной русской традиции герой получил ее от родового имения Обломовки, название которого большей
частью возводят к слову «обломок»: обломок старого уклада жизни, патриархальной Руси.
Есть и другое толкование: в народных сказках часто встречается понятие: «сон - обломов», который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное угасание.

«Обломовщина» — сон активного внутреннего «я», могущий поразить каждого, не выработавшего в себе нравственно-психологического противоядия.
Обладающий огромной силой обобщения, образ Обломова относится к «вечным» образам не только русской, но и мировой литературы.

В произведении Гончарова «Обломов» Илья Ильич — главное действующее лицо. Множество раз нам встречались такие характеры, но Гончаров первый обратил внимание на этот персонаж и сделал его главным героем.

Обломов — человек дворянской крови лет тридцати двух-трех, «среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Комната, в которой находился Илья Ильич, казалась прекрасно убранной человеку, смотревшему на нее в первый раз, но, если оглядеть ее с большим вниманием, то можно увидеть, в какой запущенности она находится. Да и сам Обломов не слишком утруждался вниманием к своему внешнему виду: на нем был халат, имевший особое значение для Ильи Ильича. Это была одежда, которую он считал лучшей для себя: халат «мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Мне кажется, что ключевая деталь в портрете Обломова — это халат, так как он символизирует образ жизни Ильи Ильича, в какой-то мере открывает нам его характер: ленивый, спокойный, задумчивый. Нет в Обломове ни деспотичности, свойственной владельцам крепостных, ни скупости, ни каких-либо резко отрицательных качеств. Это добрый ленивец, склонный к мечтаниям и апатии.

Жизнь Обломову представляется той сказкой, какую он слышал в детстве. Вопреки словам Штольца о том, что «мы живем для того, чтобы работать», Обломов думает совершенно иначе: он считает, что жизнь должна быть в радость, а для него идеалом существования была размеренная жизнь в деревне. Думал он и о супружеской жизни, где жена была частью той идеальной картины. Нельзя сказать, что у Ильи Ильича не было цели и он просто бездействующий мечтатель. Нет, у него были иные представления о смысле жизни, о самом бытии. Суждения совершенно противоположные мыслям окружающих его людей. Он просто другой человек, непохожий на остальных. Так, мы видим его мнение об обществе, куда с такой настойчивостью зовет Штольц: «Свет, общество!.. Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это; нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня...» Отсюда я вижу, что Обломов осознает то, как живет он, как живет общество, и его это не устраивает, он не хочет жить так же, он не хочет смириться с этим. Так, значит, это не лень, это желание устроить свою жизнь лучше, как хочется ему, хотя его не понимают.

Есть в Илье Ильиче и барин. Эта лень, эта апатия, эта жизнь в размышлениях — все это результат постоянного труда других людей: крепостных крестьян, хотя, по словам самого Захара, Илья Ильич был лучшим барином, Захар и не представляет другого, Обломов для него кормилец. Так, значит, Илья Ильич не был угнетателем, он любил своих людей и эта любовь в нем заложена с детства.

Если рассмотреть отношения Обломова и Ольги Ильинской, то здесь мы видим совершенно другого человека. В нем проявляется благородство, на какое многие из нас не способны, чувство ответственности за любимую, мы видим в нем такие качества, о которых и не могли подозревать, читая первую часть романа.

Чем больше вдумываешься в произведение, тем больше возникает мыслей и мнений о характере главного героя, тем больше понимаешь, насколько он противоречив и как сложно сразу понять этого человека.