Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейно­тематического содержания комедии определяет особенности ее по­строения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чац­ким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке являет­ся неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная коме­дия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Для современников Грибоедова подобное построение было абсо­лютно непривычным, так как нарушало одно из основных сцениче­ских правил «трех единств» — единство действия, в соответствии с которым в пьесе должна была быть лишь одна сюжетная линия. Но, создавая реалистическое произведение, Грибоедов хотел пока­зать многообразие проявления человека и его отношений, а потому личная и общественная интрига сплетаются и создают подлинную жизненность представленных конфликтов (личного и общественно­го). Отвечая на упреки современных ему критиков в «отсутствии плана», Грибоедов говорил: «План прост и ясен по исполнению. Де­вушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку».

Первая из сюжетных линий основана на более традиционном любовном конфликте, в котором действуют Чацкий, Софья и Мол­чалин. Вторая — связана с социальным конфликтом, который от­ражает реальную общественную ситуацию той эпохи. В рамках это­го конфликта Чацкому как представителю прогрессивно мыслящей части дворянства противостоит вся система консервативного дво­рянского общества, отраженная в комедии в собирательном образе фамусовской Москвы.Включение в пьесу двух конфликтов и двух сюжетных линий поставило перед автором новые проблемы, связанные с композици­ей произведения. Вначале ведущей является любовная линия, с которой тесно переплетается линия общественной интриги. Пыта­ясь завоевать расположение Софьи, Чацкий неизменно сталкива­ется не только с непонятной ему холодностью девушки, но и со все­ми принятыми в фамусовском обществе нормами и порядками. Это столкновение и вызывает его гневные монологи, направленные против устоев консервативного общества.

Окончательное соединение этих двух линий происходит в сцене возникновения и распространения сплетни о сумасшествии Чацко­го, являющейся кульминацией в развитии обоих конфликтов. Но если любовная линия на этом может быть завершена, поскольку невозможность для Чацкого найти взаимность со стороны Софьи очевидна, то развитие общественного конфликта еще не закончено и теперь эта линия пьесы выходит на первый план, становясь осно­вой дальнейшего действия. В ее рамках сплетня о сумасшествии героя — это уже не попытка девушки отомстить незадачливому влюбленному; это реакция фамусовского общества на все поведе­ние, всю систему взглядов Чацкого, не укладывающуюся в обще­принятые рамки, что расценивается здесь как безумие.

Так Грибоедов выступил подлинным новатором в построении комедии. Его герои в личной сфере ведут себя так, как это бывает в жизни: они ошибаются, теряются в догадках и выбирают явно оши­бочный путь, хотя им самим это неведомо. В финале традиционной комедии классицизма порок всегда наказан, а добродетель торже­ствует. У Грибоедова финал открыт: если крах Чацкого в любви аб­солютно очевиден, то вопрос о том, можно ли назвать его изгнание из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. Ведь если согласиться с правомерностью сопоставления Чацкого с декабристами, что делали еще современники Грибоедова — декаб­ристы, тогда остается признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми устоями только начинается.

Похожие сочинения

  1. Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова "Обломов"
    «Обломов» - вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий,...смотреть целиком
  2. Авторская позиция в романе "Обломов"
    Изначально сюжет “Обломова” задумывался как обобщенное жизнеописание на отдельном примере бездеятельности апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе...смотреть целиком
  3. Человеческие типы в романе И. А. Гончарова "Обломов"
    В романе “Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Однако для того, чтобы...смотреть целиком
  4. Испытание любовью в романе «Обломов» с описанием образа Штольца
    В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир...смотреть целиком
  5. Обломов - его сущность, характер и судьба.
    И.А.Гончаров написал сравнительно мало произведений, и "Обломов" - одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является...смотреть целиком
  6. Спутницы Обломова
    После выхода в свет «Обыкновенной истории» В. Г. Белинский отметил, что к особенностям таланта Гончарова нужно отнести его «необыкновенное мастерство рисовать женские характеры». Это мастерство в значительной степени отразилось в романе «Обломов» – в...смотреть целиком
  7. Трактовка характеристики Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов»  Новое!
    ать, что в образе Ольги Ильинской Гончаров воплотил не только лучшие черты настоящей женщины, но и всё лучшее в русском человеке. Автор пишет, что эта девушка не была красавицей в прямом смысле этого слова, «но … если б её обратить в статую, она была...смотреть целиком