Страница: [ 1 ]  2  3  

План сочинения
1. Вступление. Критики о композиции романа.
- Годовой цикл как основа композиции романа.
- Композиционная симметричность «Обломова».
- Замедленность сюжетного хода в романе.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционная структура «Обломова».
- Первая часть – пролог и экспозиция.
- «Сон Обломова» и его значение в романе.
- Обломов и типы российской действительности.
- Образ Волкова.
- Образ Судьбинского.
- Образ Пенкина.
- Образ Алексеева.
- Образ Тарантьева.
- Обломов и его «двойники».
- Типы жизненной философии.
- Посещение героя Штольцем. Ложный композиционный ход.
- История любви Обломова и Ольги Ильинской и ее значение в сюжете.
- Вторая любовная история.
- Антитеза образов Обломова и Штольца.
- Побочные сюжетные линии.
- Наличие двух рассказчиков и их значение в романе.
3. Заключение. Своеобразие композиции романа.

Критики неоднократно отмечали своеобразие композиции романа И.А. Гончарова «Обломов». Так, П. Вайль и А. Генис писали: «Ежегодный круговорот природы, мерное и своевременное чередование сезонов составляет внутреннюю основу, скелет прославленного романа. Идеальная Обломовка, в которой «правильно и невозмутимо совершается годовой круг» – прообраз всей конструкции «Обломова». Сюжет послушно следует временам года, находя в смирении перед вечным порядком источник своего существования. Роман строго подчинен календарю. Начинается он весной – 1 мая. Все бурное действие – любовь Обломова и Ольги – приходится на лето. А кончается собственно романная часть книги зимой – первым снегом. Композиция романа, вписанная в годовой круг, приводит к плавной завершенности все сюжетные линии. Кажется, что такое построение заимствовано Гончаровым прямо из родной природы. Жизнь Обломова – от его любви до меню его обеда – включена в этот органический порядок. Она отражается в естественном круговороте, находя календаре масштаб для сравнения»[1].
Другой современный исследователь, Хайнади Золтан, отмечал композиционную симметричность романа: «Структурное построение романа симметрично. Между двумя идеализированными центрами – идиллией в Обломовке и на Выборгской стороне – временном местожительстве Обломова на Гороховой улице: промежуточное состояние бесприютности. Три места – это места трех душевных и бытовых состояний: рай – потерянный рай – возращенный рай»[2]. Примерно того же мнения придерживались Д. Мережковский и Ю. Айхенвальд.
Н.А. Добролюбов отмечал замедленность сюжетного хода в романе, называя роман «растянутым». Другие исследователи считали замедленной лишь первую часть романа, отмечали композиционную неоднородность произведения.
Действительно, первая часть «Обломова» отличается от остальных трех частей. Она включает в себя пролог и экспозицию. Здесь писатель дает нам первый подробный портрет Ильи Ильича, намечает черты его характера, описывает образ жизни, привычки. Также узнаем мы всю предысторию героя. Гончаров рассказывает о его детстве в Обломовке, об учебе в пансионе Штольца, о службе в Петербурге. Таким образом, пролог здесь входит в экспозицию.
Экспозиционное значение приобретает и «Сон Обломова», хотя в контексте истории создания романа девятая глава приобретает известную самостоятельность. А.В. Дружинин замечает, что роман Гончарова «распадается на два неровные отдела»[3]. Под первой частью «Обломова» стоит 1849 год, под остальными – 1857 и 1858. Таким образом, девятая глава не только способствовала особой художественной достоверности, реалистичности образа Обломова, скрепила все части романа в единое целое, но и придала произведению поэтичность, светлый лиризм.
Первая часть романа, таким образом, является экспозицией, включающей в себя пролог. Однако здесь не только обрисовывается характер героя и его предыстория. В первой части происходит своеобразная расстановка сил в романе. Здесь Гончаров представляет нам целый ряд персонажей, воплощающих иное, «необломовское» отношение к жизни. Каждый из них представляет собой определенный тип российской действительности. И здесь Гончаров использует гоголевский прием характеристики персонажа. Описание гостей Обломова в первой главе напоминает нам галерею гоголевских помещиков в поэме «Мертвые души».
Так, первый гость Обломова – Волков, молодой человек двадцати пяти лет. Это молодой светский повеса, не только недалекий, но даже и откровенно глуповатый. Главное для него – внешний блеск и лоск. Гончаров подчеркивает все эти качества характерными деталями и определениями: «блещущий здоровьем», «глянцевитая шляпа», «лакированные сапоги». Время Волкова четко расписано: визиты, балы, обеды… Обломов находит такой образ жизни пустым и суетным.
Второй гость Ильи Ильича – «начальник отделения» Судьбинский. Это человек, озабоченный продвижением по службе, карьерой. Этот персонаж несет с собой реминисценции из Гоголя и Грибоедова. Так, его реплики о «курьере» («…велел курьеру скакать сюда. Ни минуты нельзя располагать собой») ассоциируются у нас с Хлестаковым из комедии Гоголя «Ревизор». Замечание же о Фоме Фомиче («… с таким человеком, как Фома Фомич, приятно служить: без наград не оставляет… Как вышел срок – за отличие, так и представляет; кому не вышел срок к чину, к кресту, – деньги выхлопочет…») вызывает у нас воспоминание о Фамусове из комедии Грибоедова «Горе от ума». Этот образ жизни также неприемлем для Обломова. Все хлопоты Судьбинского кажутся ему бессмысленными, противными живой, подлинной жизни. «Увяз, любезный друг, по уши увяз, – думал Обломов, провожая его глазами. – И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временм ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!».
Третий посетитель Обломова – литератор Пенкин, ратующий за «реальное направление в литературе». Этот образ обрисован Гончаровым почти карикатурно, в нем он обличает поверхностность, безыдейность, «пустоту» некоторых «писателей», их любовь к новинкам, свежим фактам. Здесь символична уже сама фамилия героя – Пенкин. Он пишет буквально обо всем – «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях». Илья Ильич обрушивается на подобную «литературу» с благородным негодованием, замечая, что в таких произведениях нет жизни, «нет понимания ее и сочувствия». «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову…Изображают они вора, падшую женщину, – говорил он, – а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию». Здесь, безусловно, Гончаров выражает в словах Обломова свои собственные мысли.
Два последних гостя Обломова – Алексеев и Тарантьев. «Эти два русские пролетария» посещают Илью Ильича с вполне определенной целью – «пить, есть, курить хорошие сигары». Алексеев олицетворяет собой серость, незаметность, неопределенность. Портрет Алексеева дан в гоголевском духе. Описание его внешности перекликается с портретом Чичикова в поэме «Мертвые души». «Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей». Даже фамилию этого персонажа все путают: одни называют его Ивановым, вторые – Васильевым или Андреевым, третьи – Алексеевым. Алексеев не богат и не беден, не имеет ни друзей, ни врагов, у него нет постоянного занятия на службе. Он приглашает Илью Ильича поехать в Екатерингоф, на гулянье, однако Обломов отказывается.


Страница: [ 1 ]  2  3