По структуре своей «Обломов» яв­ляется типичным примером так называемого «монографического» романа, романа-биографии. Жизнь героя последовательно раскрыта от рождения до смерти. Все другие действующие лица, даже пред­ставляющие несомненный повествовательный интерес (такие, как Штольц и Ольга Ильинская), призваны, в первую очередь, «высветлить» Обломова, дать ему возможность проявить себя в различных ситуациях.

Гончарова принято считать образцом строго объек­тивного художника, у которого нет ни любви, ни вражды к создаваемым им лицам, который не дает никаких нравственных уроков ни им, ни читателям. Эта характеристика, основанная на анализе первого романа писателя, нуждается все же в определенной корректировке. Пусть субъективные элементы у Гон­чарова проявлялись не так прямо и открыто, как у некоторых других писателей, но в «Обломове» (и в третьем романе — «Обрыв») авторские лиризм, юмор, ирония, а порою и грусть заметны достаточно от­четливо.Мы уже говорили, что в истории мировой лите­ратуры особое место занимает русский роман, от­крывший новые художественные возможности сло­весного искусства. Гончаров продолжал и развивал лучшие традиции русского романа. В первую оче­редь здесь, конечно, должны быть названы имена Пушкина и Гоголя, верным учеником которых Гон­чаров себя называл. Можно заметить и некоторое сходство романов Гончарова с тургеневскими ро­манами; только в данном случае речь следует вести вовсе не о каких бы то ни было влияниях, а о чертах общности, о типологическом сходстве, что проявляется, в частности, в том мастерстве, с кото­рым эти замечательные писатели создавали запоми­нающиеся характеры своих героев, в использовании мотива испытания любовью (но можно также ска­зать и об испытании самой любви), в постановке проблемы нравственного выбора и т. д.

В истории романного жанра Гончарову принад­лежит видное и почетное место.

Похожие сочинения

  1. Обломов - его сущность, характер и судьба.
    И.А.Гончаров написал сравнительно мало произведений, и "Обломов" - одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является...смотреть целиком
  2. Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
    "Обломов" встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич...смотреть целиком
  3. Замысел и план романа «Обломов»
    Образ Обломова состоит как бы из 2 частей. Есть Обломов «заплесневевший, почти гадкий», «засаленный, нескладный кусок мяса». Есть Обломов, влюбленный в Ольгу, Обломов, который «глубоко трогателен и симпатичен в своем грустном комизме». Между этими Обломовыми...смотреть целиком
  4. Тарантьев Михей Андреевич — земляк Обломова
    Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича, — неизвестно. Тарантьев появляется па первых же страницах романа — "человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными...смотреть целиком
  5. В Обломове дремлет та мечтательность, что рвалась наружу
    Обломов Илья Ильич — главный герой романа, молодой человек "лет тридцати двух от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица... мягкость была...смотреть целиком
  6. «Воспитание — великое дело им решается участь человека…» (По роману Гончарова «Обломов»)
    Высказывание В. Г. Белинского о том, что воспитанием «решается участь человека», можно отнести к Илье Ильичу Обломову и Андрею Ивановичу Штольцу — главным героям романа И.А. Гончарова «Обломов». Казалось бы, эти люди, принадлежащие к одному и тому же...смотреть целиком
  7. Художественное время и пространство в романе «Обломов» И. А. Гончарова  Новое!
    Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но так­же важным средством в худо­жественном освоении мира. Обращение к пространст­венно-временной организации романа поможет луч­ше разобраться в идейно-художественной структуре...смотреть целиком