По структуре своей «Обломов» яв­ляется типичным примером так называемого «монографического» романа, романа-биографии. Жизнь героя последовательно раскрыта от рождения до смерти. Все другие действующие лица, даже пред­ставляющие несомненный повествовательный интерес (такие, как Штольц и Ольга Ильинская), призваны, в первую очередь, «высветлить» Обломова, дать ему возможность проявить себя в различных ситуациях.

Гончарова принято считать образцом строго объек­тивного художника, у которого нет ни любви, ни вражды к создаваемым им лицам, который не дает никаких нравственных уроков ни им, ни читателям. Эта характеристика, основанная на анализе первого романа писателя, нуждается все же в определенной корректировке. Пусть субъективные элементы у Гон­чарова проявлялись не так прямо и открыто, как у некоторых других писателей, но в «Обломове» (и в третьем романе — «Обрыв») авторские лиризм, юмор, ирония, а порою и грусть заметны достаточно от­четливо.Мы уже говорили, что в истории мировой лите­ратуры особое место занимает русский роман, от­крывший новые художественные возможности сло­весного искусства. Гончаров продолжал и развивал лучшие традиции русского романа. В первую оче­редь здесь, конечно, должны быть названы имена Пушкина и Гоголя, верным учеником которых Гон­чаров себя называл. Можно заметить и некоторое сходство романов Гончарова с тургеневскими ро­манами; только в данном случае речь следует вести вовсе не о каких бы то ни было влияниях, а о чертах общности, о типологическом сходстве, что проявляется, в частности, в том мастерстве, с кото­рым эти замечательные писатели создавали запоми­нающиеся характеры своих героев, в использовании мотива испытания любовью (но можно также ска­зать и об испытании самой любви), в постановке проблемы нравственного выбора и т. д.

В истории романного жанра Гончарову принад­лежит видное и почетное место.