Но интересоваться всем - значит ничем не интересоваться серьезно, углубленно, систематически, значит все брать только из чужих рук, узнавать с чужих слов, в порядке самообразования на домашнем досуге. Это значит лишь гоняться за всякими новинками- научными, художественными, общественными. При этом «томительная торопливость» ума очень опасна и может привести к поверхностному дилетантству.

Но, однако, «томительность» ума Ольги, видимо, имела другие причины. Она скоро затосковала от этой слишком содержательной жизни и уже «боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию». Тогда Штольц взялся толковать ей ее состояние. Он тоже применял при этом пышные фразы о порывах «раздраженного ума … за житейские грани», о «расплате за прометеев огонь». Но рассуждениями о том, что они с Ольгой «не Титаны», что они не пойдут «с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами», Штольц выдал свою ограниченность и раскрыл истинную причину неудовлетворенности Ольги.

Смысл признаний Штольца вполне ясен. «Титаны» - это люди, ведущие активную общественную борьбу. Манфреды и Фаусты люди, берущиеся за решение важнейших идеологических помри сов. При всем своем «строгом понимании жизни» Штольц не способен ни на то, ни на другое. Его материализм лишен политической направленности. Его кругозор не выходит за пределы частных, предпринимательских и семейных интересов. Хозяйственное развитие страны его интересует как дельца, а не как общественного деятеля. «Широкая арена всесторонней жизни», которую обещает ему автор, на поверку оказывается бессистемным усвоением «верхов» различных знаний на досуге, между торговыми сделками.





Повествование о жизни с Ольгой, вопреки воле автора; стало средством разоблачения этого «положительного» героя. Но автор, видимо, не сознает этого и в конце романа делает Штольца самоуверенным резонером, разъясняющим основную критическую тенденцию романа. С помощью Штольца он придает кон чине Обломова широкий, обобщающий, национально-исторический смысл. Он хоронит Обломова и в его лице Обломовку, но только «старую» Обломовку, которая «отжила спои пек-. Однако, пи мысли автора, она может обновиться, так как па пес уже -пали лучи солнца», над пей уже занимается «заря нового счастья грядущих реформ, которые вызовут к жизни русских Штольцев.

Так понимает писатель перспективы развития русскою общества. Но объективно его роман имеет другой смысл. Он показывает полное внутреннее вырождение старого русского барства и обреченность крепостнических отношений. Вместе с тем роман обнаруживает, что буржуазные деятели - и не только темные аферисты, по и вполне добропорядочные и культурные предприниматели исторически не могут стать преемниками старого барства, так как они социально ограничены, слабы и не способны взять па себя разрешение коренных вопросов национальной жизни.

С появлением «Обломова» в печати литературная критика не медленно занялась его оценкой. Добролюбов рассмотрел его в свете основного критерия «реальной критики» - критерия верности действительности и показал, где идейная тенденция писателя вытекает из сущности изображаемых, характеров и где она навязана им. В своем истолковании романа Добролюбов еще сильнее и резче раскрыл всю тлетворность влияния крепостнических, отношений на характер помещика. Он разъяснил в этом влиянии такую сторону, которую автор недостаточно подчеркнул: «нравственное рабство» Обломова, его полную зависимость от воли и даже своеволия крепостного слуги Захара. Критик вполне убедительно опроверг тенденциозные попытки писателя выдать Обломова за нравственно «надежного человека» и создать апологию содержательной жизни Штольца и Ольги. Наконец, Добролюбов увидел в «типе Обломова» «знамение времени» и сделал этот тип орудием борьбы демократии против либерализма, на словах обличавшего строй русской жизни, а на деле примирявшегося с ним.

Похожие сочинения

  1. Идейно-тематическое содержание романа «Обломов» И. А. Гончарова
    Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя. Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал опре­деление этого понятия...смотреть целиком
  2. Главные персонажи в романе «Обломов»
    После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова, читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними...смотреть целиком
  3. Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова "Обломов"
    «Обломов» - вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий,...смотреть целиком
  4. Испытание любовью в романе «Обломов» с описанием образа Штольца
    В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир...смотреть целиком
  5. Становление Обломова
    Слово “обломовщина” стало нарицательным, это, если так можно выразиться, диагноз определенной болезни — болезни “ничегонеделания”, ленивой души. Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший...смотреть целиком
  6. Прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Роман Гончарова “Обломов”, опубликованный в 1859 году в журнале “Отечественные записки”, по своему духу был антикрепостническим. Написанный накануне реформы 1861 года, он показал всю пагубность влияния крепостного права на российскую действительность....смотреть целиком
  7. Роман И. А. Гончарова "Обломов" (размышления над прочитанным)
    Роман Гончарова “Обломов” заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Кто такой Илья Ильич Обломов? Обыкновенный лентяй или человек, не видящий абсолютно никакого смысла в жизни? Образ Обломова заслуживает пристального внимания хотя бы ради того,...смотреть целиком