Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли, его понимания человека и человеческих качеств.
Центральным образом романтических произведений этого периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа.
\"Макар Чудра\" и \"Старуха Изергиль\" — наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем, какие качества приветствует в человеке, а какие, наоборот, осуждает. Во всех историях рассказанных Макаром Чудрой и старухой Изергиль, присутствует понятие \"любовь\", и каждый горьковский герой раскрывает его сущность по-своему.
Данко — смелый, благородный юноша — любил свой народ чистой искренней любовью. Он не представлял его в горе и мучениях, поэтому пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель — быть полезным народу. Воспевая бескорыстный поступок Данко, Горький будто призывает: \"Люди! Если среди вас есть те, кто вас любит и помогает вам со всей щедростью души, не забывайте их добрых дел и отвечайте им взаимностью!\" Образ Данко воплощает в себе идеал гуманиста и личность большой духовной красоты.
Следующая история старухи Изергиль противоположна рассказу о Данко. Описывая поступки сына орла — себялюбца и эгоиста, Горький обличает всех тех, кто наотрез отказывается от своих друзей, своего народа, поднимает голову настолько высоко, что не видит собственных ошибок. Естественно, подобные эгоисты обречены на вечные страдания, и осознание вины их уже не спасет. Не зря М. Горький использовал образ орла. Ведь орел — птица, которая всегда живет сама в горах, вдали от цивилизации; сама охотится, сама и умирает. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. \"В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира\". Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.
Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше всего ценит свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: \"Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно\".
А любовь двух цыган, Радды и Лойко — это не обычная любовь между мужчиной и женщиной. В этом случае великое чувство уходит на второй план. Для людей горячей крови, живущих в степях, воля и свобода — самое святое и важное в жизни. Влюбившись друг в друга, цыгане осознают, что могут потерять все это. Они остаются верными традициям своих предков, предпочитая вечную свободу земной любви.
Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.
В своих ранних произведениях Горький приходит к следующей аксиоме: человек — существо с огромными возможностями, он может создать великое на Земле, принеся счастье и радость людям; но также может за одно мгновение все разрушить, повергнув человечество в пучину страданий.


Похожие сочинения

  1. Творчество Горького в 1907 по 1917 годы
    Первая русская революция, несмотря на её поражение, нанесла непоправимый удар по самодержавию, посеяла страх и растерянность во всем буржуазно-помещичьем лагере не только в России, но и в странах Запада. В то же время революция 1905 года вселила в сознание...смотреть целиком
  2. Природа в произведениях Максима Горького  Новое!
    В произведениях русских писателей описание природы всегда занимала значительное место. Возможно, это объясняется тем, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески...смотреть целиком
  3. Проблематика ранней прозы Максима Горького  Новое!
    Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся...смотреть целиком
  4. Романтический пафос ранних произведений М. Горького
    В ранний период своего творчества Горький вступил как романтик. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Молодой писатель отрицал...смотреть целиком
  5. Характеристики героев рассказов Горького
    Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя,...смотреть целиком
  6. Жанровые особенности романтических произведений М. Горького
    Для романтического художественно­го мира характерно противопоставление героя и действительности. С этой особенностью романтизма как художественного метода свя­зано жанровое своеобразие произведений Горького начального пе­риода. «Рассказы в рассказе»...смотреть целиком
  7. Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького  Новое!
    Лирический герой в ранней поэзии В. В. Маяковского План I. Неоромантизм раннего творчества М. Горького. II. «Гимн свободному человеку» в произведениях писателя. 1. Герои рассказа «Макар Чудра». 2. Героико-легендарные и аллегорические...смотреть целиком