М. Горький вступил в русскую литературу необычно. Его произведения потрясли русского читателя, потому что они показали ему смелого, сильного, прекрасного человека.

Романтические произведения молодого писателя были совершенно противоположны

всему, что появлялось в те годы в русской литературе.


Одно из замечательных произведений Горького — пьеса “На дне” — гордость нашей русской драматургии. Она была задумана Горьким еще весной 1900 года, в конце года он приступил к работе над ней, но вскоре она была прервана. И лишь в пору своей крымской жизни он вновь возвратился к ней, и к июлю 1902 года пьеса была закончена.


“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И как всякое подлинно великое произведение искусства, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. В своей работе писатель дает два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. В пьесе “На дне” Горький как бы подытожил свои многолетние наблюдения над жизнью “бывших людей”, “золоторотцев”, босяков.


Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.


Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Лука мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов.

Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова Лука находит для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о

счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру старик рассказывает о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от

алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука находит другие слова: “...Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает... Помрешь — отдохнешь...” Здесь он доказывает ей, что жизнь вовсе ничего не стоит, что жизнь приносит человеку одни мучения, а отдохнуть и быть счастливым можно только после смерти. Но эти утешения никому не помогли, так как он не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Лука — не сторонний наблюдатель жизни, он активный ее участник, который вмешивается во все. Слабость Луки очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил сожителей “дна”, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит он вообще в возможность решительного переустройства жизни. Таким образом, Лука стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.


Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция в образе босяка Сатина. Сатин — борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина. И вспоминает он об этом легко, с любовью к этой девушке: “Славная, брат, была человечина”. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно

в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек

свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение,

ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и

общим пассивным существованием героя. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он

выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской

ночлежке. Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в

противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.


Таким образом, в драме существуют две правды: правда Луки, с ее безразличной и

безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда

Сатина, в чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт

этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но это не означает, что это лучший путь. Мне кажется, что жесткие методы по формуле “цель оправдывает средства” служат лишь для оправдания.

Похожие сочинения

  1. Максим Горький (1868-1936)
    Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в мещанской семье деда...смотреть целиком
  2. Характеристики героев рассказов Горького
    Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя,...смотреть целиком
  3. Романтизм и реализм в рассказах Горького
    Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности — с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода...смотреть целиком
  4. Романтические произведения М. Горького.
    Первый период творчества великого писателя М. Горького характеризовался как период романтизма. Главным образом романтических произведений Горького является образ героического человека, готового к подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии...смотреть целиком
  5. Сочинение по творчеству М. Горького
    Письмо. Здравствуйте, Алексей Максимович, пишет вам земляк с вашей малой родины, из Нижегородской области, ученик одиннадцатого класса сельской школы. Мы в школе только-только закончили изучать ваше творчество. Мне очень понравились литературные произведения,...смотреть целиком
  6. Ранний романтизм М. Горького (Первый вариант)  Новое!
    «Мечтать — это не значит жить. Нужны под­виги, подвиги!» М. Горький Революционный романтизм в раннем творчестве Максима Горького был выз­ван жизнью и творческими поисками молодого писателя. В период нарастания революционного движения требовалось...смотреть целиком
  7. Тема нравственного выбора человека в произведениях М.Горького
    В понимании М.Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле может дать человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный...смотреть целиком