1. Характерные черты романтизма в России.
2. Специфика раннего творчества Горького.
3. Революционный романтизм писателя.

Меня называют бытовиком. Даже натуралистом. Но какой же я бытовик? Я — романтик.
М. Горький

Романтизм, сложившись как направление в противовес классицизму, распространился в литературе разных стран, в том числе и в России. Характерно то, что в Европе это произошло после революционных событий, а в России — во время становления советской власти. Подобные преобразования несли новую идеологию и требовали создания в литературе новых героев. Это идеалисты, чьи взгляды не имеют ничего общего с действительностью, но они нужны для того, чтобы побудить людей к преображению этой действительности, повести за собой к идеалу, проповедовать идею свободной личности. Идеальный преображенный мир, к которому стремились такие герои, не имел общего с реальным, а был его полной противоположностью, что подчеркивало неприятие автором действительности. В произведениях романтиков герой самоценен, уникален — он не часть толпы, он свободная личность, борец против зла, обыденности. Это бунтарь-одиночка, живущий ради благородных целей, исключительный человек.

В России романтизм имел свою специфику, сложившуюся историческим путем. Русское общество жаждало преображения жизни на фоне общенационального подъема. Мятежность, противостояние личности и общества, желание бороться за победу и служить народу до конца — вот характерные черты раннего русского романтизма. Он начался с В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова, продолжателями романтических традиций стали А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, в творчестве которого противоречие между идеалом и реальностью достигло своего высшего предела.

Романтизм, постепенно вытесняющийся реализмом, решено было возродить в период строительства социалистического государства как средство пробуждения народных масс. Пафос литературных произведений был направлен на борьбу за светлое социалистическое будущее страны. Новому времени нужны были новые герои, которые вышли из народа.

Ранее творчество М. Горького полностью соответствует этой концепции. В юношеские годы его любимыми авторами были романтики — Г. Гейне, Дж. Байрон, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Сам писатель стремился приукрасить «томительно бедную» жизнь. Писателя всегда привлекали неординарные люди, он искал их в странствиях по свету, и многие образы вошли в его литературные произведения. Его описания природы, описания людей выдержаны в романтических традициях. Человек и природа созвучны друг другу, природа одушевляется автором, а человек сливается с ней. Все в ранних произведениях писателя имеет народные корни: и язык, и стилистика, образы.



Эта черта произведений Горького выражает патриотизм, говорит о связи героя с народными массами. Для писателя герой — свободная личность, а не раб. «Рабы перерождаются в людей — вот новый смысл жизни!» — пишет он. Вспомним, что писали на курсах ликбеза рабочие и крестьяне. «Мы не рабы, рабы не мы» — это дословно отражает взгляды Горького. Автор приподнимает героя над действительностью, делает его не просто выходцем из масс, а творцом жизни, борцом, способным повести за собой людей. Таков Данко из одноименного рассказа, который ради спасения людей готов вырвать у себя сердце, чтобы осветить им путь, и жертвует ради других своей жизнью. Он выводит людей из тьмы к свету. Вся жизнь подобного человека — это факел, подвиг любви во имя человека. Все в этом рассказе подчинено романтическим канонам: благородный герой противостоит толпе, которая поражена его поступками, но не дотягивает до уровня героя, поэтому нуждается в том, чтобы кто-то вел ее за собой. Как и многие его современники, Горький использует в своих произведениях стилизацию под народный эпос. В рассказе «Макар Чудра» мы видим легенду о цыганах. Вольная цыганская жизнь представляется героям идеалом, читателя потрясает степень любви цыган к свободе, воле. Даже любовь к девушке не позволяет Лойко Зобару покориться гордой Радде, да и она не отдаст своей свободы Зобару. Вольные полноправные хозяева жизни, дети природы, они остаются верны своим принципам до конца. Свобода для них дороже любви и жизни. Но автор видит также и то, что смерть их фактически была напрасной. Такие герои могли бы вести за собой людей, стать народными героями.

Рассказ «Старуха Изергиль» продолжает начатую в «Макаре Чудра» мысль: нет смысла в свободе, если человек ставит себя выше других, как гордец Ларра. Настоящий герой не подвержен греху гордыни, он придерживается высокоморального поведения, обладает сильным характером, это цельная натура. Подвиг — это когда человек посвящает жизнь служению во имя людей, борьбе за их будущее. Герой — это необычный человек, в его жизни всегда есть место подвигу, он должен стремиться к тому, чтобы принести эту свободу, счастливую полнокровную жизнь людям. Горький, как и его герои, непохожие на рядовых людей из толпы, призывает на борьбу с существующей несправедливостью, видит свою задачу в «искоренении гадостей жизни».

Романтическая «жажда бури», мятежность, неуспокоенность живут в его Соколе и Буревестнике. Это борцы за народное счастье, романтика революции — их стихия, они воспевают «счастье битвы». Эти герои ищут истину, справедливость, ведут за собой людей. Но их действия непонятны обывателям-мещанам. Романтизм Горького, как мы можем заключить из всех его произведений, появился как протест мещанству. «Безумство храбрых» вызывает у ужа и подобных ему лишь недоумение. Они не понимают того, почему ради борьбы можно жертвовать своей жизнью, не понимают, почему Сокола так тянет в небо, им далеко до мыслей о будущем, за которое гибнет Сокол: «Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Героический Буревестник, мятежный романтик, говорит о близкой революции. Цензура так отозвалась на это произведение: «царский цензор доносил: «Означенное стихотворение произвело сильное впечатление в литературных кружках известного направления, причем самого Горького стали называть не только буревестником, но и буреглашатаем, так как он «не только возвещает о грядущей буре, но зовет бурю за собою». «Песня о Буревестнике» стала одним из действенных средств революционной пропаганды, ее распространяли разными путями — перепечатывая и переписывая, так что фактический тираж произведения, как предполагают, был около миллиона. Созданные Горьким художественные образы многократно использовали, к примеру, В. И. Ленин, М. И. Калинин.

«Челкаш» стал последним романтическим произведением писателя, в нем мы видим уже переход к реализму, к босяцким рассказам. Тут герой-бунтарь именно выходец из босяков, который испытывает любовь к морской стихии и ворует для того, чтобы бросить вызов обществу. Этот вор отрицает бытовые ценности, он свободен от условностей и единственное, что он ценит, — это свою свободу, когда «хозяин ты есть сам себе».

Таким образом, романтизм Горького приобрел агитационно-просветительскую функцию, стал средством руководства народными массами и направления их деятельности в нужное русло.