В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности роман­тического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка кон­фликта в романтических произведениях Горького не воспринимает­ся как поражение. Так, смерть Данко или гибель Сокола — это утверждение нравственной победы.

Герои романтических рассказов Горького устремлены к одной це­ли. Для Макара Чудры самое важное в жизни — это стремление к свободе и воле. Изергиль выбрала путь безудержной любви. Герои рассказанных ими легенд также подчиняют свою жизнь единственной страсти. Столкновение с реальностью оборачивается для них трагеди­ей. Так, герои рассказа «Макар Чудра» Лойко и Рада не могут сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. В результате они погибают. Герой и рассказчик в одном лице, Макар Чудра воспри­нимает их выбор как единственно верный. Только таким образом, по его мнению, можно было сохранить каждому из них свободу.Рассказ «Старуха Изергиль» композиционно состоит из трех час­тей: легенды о Ларре, рассказа Изергиль о своей жизни, легенды о Данко. Каждая часть подчинена одной цели — наиболее полно соз­дать образ героя, выявить истинную ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко обрамляют рассказ Изергиль о прожитых годах, который является центром повествования. Легенды раскры­вают две концепции жизни, два представления о ней. Данко по­жертвовал собой ради спасения своего народа. Ларра жертвует ок­ружающими для достижения своих эгоистических целей, для утверждения своей личной свободы. На этом противопоставлении раскрывается основная идея рассказа о смысле жизни: пагубность крайнего индивидуализма и величие подвига борца за свободу на­рода. Пафосом рассказа «Старуха Изергиль» является утверждение свободы и воли как главной и единственной ценности. Но писатель ратует не за личную свободу человека, хотя она также для него очень важна, а более всего за свободу всего народа, за справедли­вый общественный строй, за достойную и счастливую жизнь всех людей своей многострадальной страны.

Похожие сочинения

  1. В жизни всегда есть место подвигам
    Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: "Наше...смотреть целиком
  2. Характеристики героев рассказов Горького
    Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя,...смотреть целиком
  3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького)
    Романтические рассказы принесли известность молодому Горькому, стали своеобразной визитной карточкой писателя. В них отражается связь Горького с предшествующей литературной традицией, романтическим мировоззрением. Одновременно писатель переосмысляет...смотреть целиком
  4. Значение творчества М. Горького в мировой литературе
    Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление русского пролетариата, отразил его общественную практику, отдал...смотреть целиком
  5. «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького)
    Здравствуйте, Алексей Максимович! Вы, конечно, удивитесь, получив письмо из 2007 года: ведь прошло уже более шестидесяти пяти лет со дня Вашей смерти. За эти годы было написано множество статей и монографий, защищено огромное количество диссертаций,...смотреть целиком
  6. Соотношение романтического идеала и действительности в ранних рассказах М. Горького  Новое!
    В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей,...смотреть целиком
  7. Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”
    Автобиографическая трилогия Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты” стоит в ряду тех его произведений, в которых писатель стремится воплотить многообразные художественные иска ния, выразить активный, жизнеутверждающий взгляд на жизнь. ...смотреть целиком