Познакомившись с легендарным писателем-революционером в 1905 г., Ленин сразу попытался его привлечь на свою сторону, поскольку понимал, что сила влияния Горького на «массы» может стать мощным фактором укрепления революционного движения в России. Из тех же соображений «вождь мирового пролетариата» с энтузиазмом приветствовал и появление романа «Мать». Отношение же Горького к Ленину было двойственным: признавая в вожде большевистской революции человека незаурядных способностей и искреннего борца за идею «нового мира», писатель критически отзывался о его авторитарности, жестокости, интриганстве и культурной ограниченности. Устав от постоянных назиданий Ленина, Горький в 1913 г. написал ему о разрыве их отношений. Это письмо не сохранилось, однако его содержание известно по сделанному самим Горьким его пересказу: «Написал, что он очень интересный человек, ума — палата, воля железная, но те, которые не желают жить в обстановке вечной склоки, должны отойти от него подальше. Создателем постоянной склоки везде является сам Ленин. Это же происходит оттого, что он изуверски нетерпим и убежден, что все на ложном пути, кроме него самого. Все, что не по Ленину, — подлежит проклятью». Спустя некоторое время их контакты возобновились — вместе с прежней внутренней конфликтностью.
В 1930 г. в газете «Правда» появилась статья Горького «Если враг не сдается, — его уничтожают», в которой речь шла о необходимости укреплять военную мощь страны перед лицом постоянных угроз, исходящих из враждебного капиталистиче-ского окружения. По многочисленным свидетельствам, эти слова стали «крылатым выражением» следователей НКВД во время допросов и пыток жертв сталинских репрессий.
Слова, сказанные Горьким перед смертью: «Конец романа — конец героя — конец автора».
Похожие сочинения
- Ранние романтические рассказы Горького
В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым...
смотреть целиком - Творческий и жизненный путь Горького Максима (Пешкова Алексея Максимовича)
Максим Горький — литературный псевдоним А.М.Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его раннее детство прошло в семье деда, а образование ограничивалось 2 классами нижегородского слободского Кунавинского училища. С десятилетнего...
смотреть целиком - В жизни всегда есть место подвигам
Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: "Наше...
смотреть целиком - Тематика произведений Горького
Произведения Горького обычно делят по тематическому принципу — о России и Италии. Материал, действительно, разный. Но принципиальный подход к нему — общий. Видимо, не случайно рассказы обоих циклов созданы частично параллельно.
Для издания «Сказок»...
смотреть целиком - Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького
Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. Горький создает свой...
смотреть целиком - Жанровые особенности романтических произведений М. Горького Новое!
Для романтического художественного мира характерно противопоставление героя и действительности. С этой особенностью романтизма как художественного метода связано жанровое своеобразие произведений Горького начального периода. «Рассказы в рассказе»...
смотреть целиком - Герои и проблематика романтических рассказов М. Горького Новое!
1. Характерные черты романтизма в России.
2. Специфика раннего творчества Горького.
3. Революционный романтизм писателя.
Меня называют бытовиком. Даже натуралистом. Но какой же я бытовик? Я — романтик.
М. Горький
Романтизм, сложившись как направление...
смотреть целиком