Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/gorkii/_self/kto_nichego_ne_delaet_s_tem_nichego_ne_stanetsia_tema_zhiznetvorchestva_v_proze_mgorkogo/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102

Анализировать творчество писателя вне его личности всегда немного скучно. Творец, воспринимая действительность, преломляет ее в себя, превращая в нечто общественно-частное.
Получив возможность ознакомиться с теми произведениями и трудами великих русских писателей, которые были запрещены при советской власти, мы можем дополнить наше мнение об этих писателях новыми фактами из их жизни. Биографии М.Шолохова, М. Горького или АТолстого должны были выглядеть, по выражению И.В.Сталина, \"бронзовыми, даже позолоченными\". Именно поэтому из их биографий попросту \"вычеркивались\" те события, которые шли вразрез с \"линией партии\". Следовательно, и все творчество \"пролетарских писателей\" сознательно покрывалось идеологической \"вуалью\".
\"Революция повергла его в полное моральное смятение, — писал о Горьком в \"Московском дневнике\" Ромен Роллан. — Первое время он ее не воспринимал. Его потрясла ее неизбежная жестокость. У тех, кто видел его в те годы, создалось впечатление, что жизнь его разрушена и он агонизирует, рыдая. Ленин, любивший его, сам удалил его с поля битвы и развалин. На это время он бежал в Неаполь, в Италию, такую прекрасную и такую нежную, ставшую для него наркотиком, дурманом\".
В Горьком всегда жили как бы два человека: художник и публицист. И если публицист призывал своих младших братьев по перу писать о сталинских лагерях и о труде зэков на строительстве Беломорканала и канала \"Москва — Волга\" как о великом достижении новой власти, не замечая трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной деятельности XX века, лишающей человека естественных для него степеней личной, социальной, творческой свободы.
В то же время он — один из самых противоречивых писателей. Эта противоречивость его человеческой личности проявлялась и в творчестве. То, что было неприемлемо для Горького как для частного человека, находило отражение в творчестве Горького как писателя. Если как человек он мог ошибаться, то как писатель, пожалуй, никогда. Его герои, благодаря реализму его творчества, оказываются как бы наделенными собственной волей; как будто это были живые герои, они могли вести спор с автором — и побеждать в этом споре.
Яркий пример тому \"Песня о Соколе\". С самого начала видно, что Горький выражает симпатии Соколу, жаждущему свободы, света. Уж — воплощение обывательщины, бескрылости, которая была противна романтику. Но ведь именно Уж говорит мудрые слова, недоступные Соколу: \"Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство\".
В этом стихе позиция автора определена, а униженный им персонаж способен на такое верное изречение, с которым бесполезно было бы и спорить. В этом-то противоречии и заключалось величие творца, громадность художественного дара давала возможность входить в спор со своим создателем, что несомненно возвышало Горького над всеми писателями-творцами.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 году Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905-м вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции.
Октябрьская революция разочаровала Горького. В отличие от Блока он услышал в ней не \"музыку\", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, прорвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В серии статей \"Несвоевременные мысли\" он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, \"звериным\" и тем самым если не оправдал, то объяснил свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге \"О русском крестьянстве\".
Горький был поэтом не только \"в душе\". Многие его стихи, к сожалению, не были опубликованы. Вот отрывок одного из них:
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою.
В незатейливой песне моей
Я пою о стремлении к свету,
Отнеситесь по-дружески к ней
И ко мне, самоучке-поэту.
Начав поэтическое творчество с юных лет и не оставляя его до преклонного возраста, Горький, однако, не остался навсегда только лишь поэтом. Поэзия и проза даже не уравновесились в нем как равноправные силы. Сам себя он называл \"правоверным прозаиком\", и всем очевидно, что основной его подвиг в художественной литературе — это проза.
Та огромная правда жизни, которую Горький жадно собирал, вносил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная, всего естественнее воплощалась в широкух, емких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом жизнеутверждающим, социалистическим. -
Алексей Максимович посвятил себя служению Человеку, призывая всех окружающих обратить внимание на его проблемы и на его нужды. Именно Горькому принадлежит фраза: \"Превосходная должность — быть на земле человеком\". Только высоконравственный писатель может уделять внимание вечным проблемам — проблемам \"правды и лжи\", \"войны и мира\", \"отцов и детей\". Недаром слова французского поэта, которые М.Горький вложил в уста Актера, как нельзя лучше характеризуют нашу действительность: \"Господа? Если к правде святой мир дорогу найти не сможет, — честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!\"


Похожие сочинения

  1. В жизни всегда есть место подвигам
    Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: "Наше...смотреть целиком
  2. Максим Горький (1868-1936)
    Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в мещанской семье деда...смотреть целиком
  3. Романтизм и реализм в рассказах Горького
    Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности — с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода...смотреть целиком
  4. . Герои и проблематика ранней романтической прозы М.А. Горького
    М. Горький бурно входил в большую литературу. Ярким показателем талантливости того или иного писателя является отношение к нему читающей публики. Молодого прозаика, выходца из низов одни рьяно отвергали, другие торжественно возводили на литературный...смотреть целиком
  5. Ради чего стоит жить? (Размышления над ранним творчеством М. Горького)
    Раньше или позже перед человеком встает вопрос: зачем, для чего жить? И каждый решает его по-своему. Все люди разные. Поэтому одни отбрасывают подобный вопрос прочь, погружаясь в суету и поиск материальных благ, другие мучаются. Лев Толстой признавался,...смотреть целиком
  6. Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького  Новое!
    В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности роман­тического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка кон­фликта в романтических произведениях...смотреть целиком
  7. Автор - Горький
    Из первой ремарки в пьесе "На дне" мы представляем, что на улице весна, всё кругом расцветает, и вокруг … ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то ёще пытается исправить...смотреть целиком