Свои мысли о Человеке и его назначении Горький с большой силой развил в романтико-философском этюде — поэме «Человек» (903) —произведении остро полемическом. Великий пролетарский писатель развенчивает здесь декадентские идейки пассивности, отрицавшие активное воздействие человека и его разума на ход жизни, его способность создавать новые социальные формы бытия.

Своей поэмой Горький звал к революционной активности: «Вы лжете, говоря, что я бессилен, что ограничено сознание мое! Оно — растет!». Как бы продолжая монологи Сатина, Горький прославляет человека-творца, покорителя тайн земли и неба: «Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперед! и — выше! трагически прекрасный Человек!., он мужественно движется — вперед! и — выше! — по пути к победам над всеми тайнами земли и неба». Горьковская концепция Человека, беспредельных возможностей его разума, величия и непобедимости духа явилась очень плодотворной. Она нашла свое развитие и углубление в искусстве, в частности в поэзии Э. Межелайтиса.

Произведения Горького, появившиеся на рубеже XIX и XX столетий, отразили глубочайшие сдвиги в настроениях передовых слоев русского общества и прежде всего в настроениях рабочего класса. Отражая революционную активность пролетариата, Горький выступил как буревестник и буреглашатай.

В «Песне о Буревестнике», (1900), которая составляет заключительную часть аллегории «Весенние мелодии», с большой страстью выражено чувство весеннего пробуждения. Предчувствие бури вытекает в ней из глубокого понимания изменившейся общественной атмосферы. Как и другие творения Горького, «Песня» связана с рядом предшествующих произведений великого писателя. Эволюция художественных символов идет в данном случае от аллегории «О чиже, который лгал…» и «Песни о Соколе». Внешней приметой общественных настроений во всех названных произведениях являются картины природы: «серенькая и хмурая» погода в «Чиже»; свежее дыхание ласкового моря, задумчиво важные горы, глубокое в россыпи звезд ночное небо, «чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения» в «Песне о Соколе»; «музыка весны» в «Весенних мелодиях», завершающаяся могучим аккордом надвигающейся бури в «Песне о Буревестнике». И на этом фоне показаны живые существа, в образах которых воплощены определенные авторские мысли. Выдвижение на авансцену повторяющихся образов или мотивов наглядно отражает те перемены, которые наблюдаются или еще только смутно чувствуются в жизни.

Горького очень радовала популярность его произведений в среде рабочих. Их мнения он принимал горячо к сердцу, ибо рассматривал свое творчество как действенное оружие рабочего класса в борьбе за освобождение. «Я был бы очень благодарен Вам,— писал он в апреле 1903 года А. Шольцу, переводчику пьесы «На дне» на немецкий язык,— если б Вы сообщили мне, как относится к моей пьесе рабочий класс, мнение которого для меня ценнее всех других мнений, взятых вместе».

Похожие сочинения

  1. Максим Горький (1868-1936)
    Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в мещанской семье деда...смотреть целиком
  2. Творчество Горького в 1907 по 1917 годы
    Первая русская революция, несмотря на её поражение, нанесла непоправимый удар по самодержавию, посеяла страх и растерянность во всем буржуазно-помещичьем лагере не только в России, но и в странах Запада. В то же время революция 1905 года вселила в сознание...смотреть целиком
  3. Сатира Горького на мещанский образ жизни
    Тема ренегатствующей интеллигенции была очень злободневной. Она привлекала внимание предшественников Горького — Помяловского и Щедрина, была одной из магистральных в творчестве Чехова, украинских писателей — И. Франко, П. Мирного, несколько позже — М....смотреть целиком
  4. Горький о развитии интернациональных культурных связей
    В период 1907—1917 годов Горький также уделял много внимания проблеме интернациональных культурных связей. Особое значение придавал он ознакомлению русских читателей с культурой, искусством и литературой братских народов нашей страны, в том числе украинского....смотреть целиком
  5. Роль природы в произведениях М. Горького
    В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком...смотреть целиком
  6. Раздумья о России в творчестве Горького
    Особенно тревожил Горького начавшийся раскол интеллигенции, в том числе и творческой. У писателя появляется естественное стремление осмыслить истоки депрессивного раздвоенного сознания. Этому Горький посвящает повесть «Жизнь ненужного человека» (сначала...смотреть целиком
  7. Судьба маленького героя в рассказах Горького  Новое!
    О том, что в ранних произведениях Горького образы героев под стать природе подтверждается и образом Данко ("Старуха Изергиль"), "молодого красавца", "лучшего из всех", в чьих очах "светилось много силы и живого огня",...смотреть целиком