В октябре после утверждения нового социального строя Горький создал произведение, задуманное им около четверти века назад.
10 апреля 1926 года впечатлениями о-произведении \"Дело Артамоновых\" с Горьким поделился М. М. Пришвин. Пришвин сказал, что начало произведения очень хорошее и до середины отлично, но конец неудовлетворителен. К. А. Федин писал, что роман \"несоразмерен\" в частях, что с течением событий они освещаются все менее широко. В центре романа стоит одна фигура - фигура Петра Артамонова. Она на первом плане именно потому, что с наибольшей полнотой воплощает процесс утраты хозяином власти над делом.
Уже Игнат Гордеев в первом эпическом произведении Горького, \"задумываясь и выходя из обычной колеи, чувствовал,что он не хозяин своего дела, а низкий раб его\". Миллионер Н.А. Бугров говорит в горьковском очерке: \"Все мы - рабы дела нашего\". Вот это превращение хозяина \"дела\" в раба его - превращение, в котором выразилась самая суть капиталистического строя жизни и выразился его убыстряющийся упадок, составляет главное содержание характера и судьбы Петра Артамонова.
Касаясь истории падения артамоновского \"рода\", критики замечают начало упадка обычно во втором поколении Артамоновых и резко противопоставляют представителей этого поколения родоначальнику \"дела\". Илья-старший был натурой сильной и целеустремленной. Когда через поколе ние появится новый Илья, похожий характером на деда, он уже не сможет остаться в среде Артамоновых, так как к этому времени их \"дело\" утратит всякое историческое оправдание. Нельзя забывать, что свое прогрессивное дело Илья-старший осуществляет как буржуа, как стяжатель, оставаясь даже для своих детей не столько отцом, сколько \"строгим хозяином\" (таким вспомнит отца Петр, и в этом будет много правды). Уже у Артамонова-старшего возникает тревога за будущее \"дела\", и эта тревога начинает подтачивать его веру в себя. Строительный размах приобретал у него показной характер, Илья \"становился все более хвастливо криклив\", и сама его гибель дала основание Тихону Вялову сказать, что сила хозяина \"хвастовством изошла\". Это не сразу видно, это не лежит на поверхности, но это факт, и очень важный факт: упадок артамоновского \"рода\" начинается с его родоначальника.
Слова Толстого о \"скучающем\" стяжателе помогают увидеть, в чем \"неистовый\" Илья предвосхищает своего вялого и раздвоенного сына Петра. В сущности, эти слова равно относятся к ним обоим - к двум, казалось бы, столь резко различным натурам. Оба они - \"скучающие\", хотя их скука имеет разную остроту и разный характер, - не могут быть захвачены этим делом целиком. Каждый из них \"вдруг - убил\", один - защищая свою жизнь, другой - в припадке злобы против жалкого беспомощного существа (потом он пытается убедить себя в том, что спасал сына от дурного влияния). Оба, хотя опять-таки по-разному, хотят заглушить \"скуку\" разгулом (в \"кошмаре кутежа\" на ярмарке Петр \"почти уверенно\" думал: \"Отец, пожалуй, так же бы колобродил\").
Стяжательские, хищнические, \"разбойничьи\"
черты Ильи-старшего готовят и хитрую, азартную \"игру с делом\" Алексея, и раздвоенность Петра (боязнь своего двойника-врага и растущее осознание себя лишь \"невольным зрителем\" жизни - все это получит развитие в итоговой эпопее Горького, в образе буржуазного интеллигента Самгина, пытавшегося спрятаться от бурного хода истории в своем маленьком \"я\"). А эти черты готовят, в свою очередь, окончательный духовный крах, полное моральное банкротство последних Артамоновых.
О Петре не раз говорится, что у него маленькие \"медвежьи\" глаза, но при этом речь идет не о силе его и напористости, а о прямо противоположных качествах: о том, с каким недоверием и затаенным страхом вглядывается он во все и всех. Чем большую тревогу внушает ему \"дело\", тем больше оно кажется ему зверем, и он признается: \"Это неправильно говорится: \"Дело не медведь, в лес не уйдет\". Дело и есть медведь; уходить ему незачем, оно облапило и держит\".
Фигура Тихона Вялова, сначала крестьянина, потом землекопа, потом дворника Артамоновых, - самая сложная в романе,.
Проходящий через все повествование Тихон Вя-лов является самым неприятным и ненавистным человекам для Петра Артамонова.
Критики утверждали, что в Тихоне Горький действительно изобразил вою крестьянскую массу, но изобразил ее неверно, с тем скептицизмом, который был пережитком, его ошибкой 1917-1918 годов.
Наконец, был высказан и такой взгляд на Тихона, что он не только не является представителем массы, но прямо враждебен ей: \"доносит\" хозяину на рабочих и т. д. Но Тихон ни на кого не \"доносит\", поведение его все время отличается как раз исклю чительной прямотой, и нельзя не чувствовать, какой глубокий и подлинно народный характер имеет растущий в нем гнев против мира Артамоновых.
В \"Деле Артамоновых\" приведены в столкновение люди двух типов, прежде всего - Илья Артамонов-старший и Тихон Вялов. Горький заметил в одном из писем, что Вялов - \"видоизмененный тип Платона Каратаева\".
Платон Каратаев перестает быть Платоном Каратаевым: Тихон Вялов утрачивает черты покорности, испытывая все больший гнев против тех, кто строит свое благополучие на угнетении миллионов людей.
Тихон еще не согласен с \"затеями\" революционеров, он еще далек от коллективизма передовых рабочих, ему пока присуща психология \"единоличника\" и пока присуще стремление к \"упрощению\" жизни.
Мог ли думать Лев Толстой, обсуждая,с Горьким замысел его будущего романа, что в романе этом, ярко свидетельствующем о непреходящем значении великой школы толстовского реализма, будет, помимо всего прочего, показан конец \"толстовщины\", конец самой почвы, из которой росли такие учения?