Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Горький хорошо знал мир отверженных. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным: “Хождение мое по Руси было вызвано не

стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть — где я живу, что за народ вокруг

меня”, — писал Горький в 1910 году. Именно этот период жизни писателя нашел отражениев таких его ранних произведениях, как “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Макар Чудра” и другие.


Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них — живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями. Эти произведения произросли на реальной почве. Своими ранними романтическими рассказами с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан. Им, этим мещанам, отчаявшимся и опустившимся, Горький противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей,

которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку. Удалой молодец

Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо

пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник

их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и

обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья. Они не становятся

рабами своего чувства. Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может “красавец Лойко

поравняться с гордой Раддой”, потому что перед ним было два пути: убить Радду или

убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье — это свобода.

Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Раде предваряет следующими (словами: “Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее

запомни и, — как запомнишь, — век свойбудешь свободной птицей”. Среди гордых и

свободолюбивых героев умудренная жизнью старая Изергиль с особенной силой выражает мысль писателя об ответственности человека за себя, свои действия и поступки.

Стаpyxa Изергиль, рассказывающая чудесные сказки и так любящая “красивых

и сильных”, прожила жизнь, наполненную “жадной любовью”.

Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для нее как бы умирал.

“Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с

покойниками”. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого

достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти,

ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. История ее жизни — это

история свободы и красоты высших нравственных ценностей человека.


Ее рассказ о самоотверж

Похожие сочинения

  1. Сила и слабость человека в понимании Горького
    Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее- в той или иной степени этого добивается каждый...смотреть целиком
  2. Творческий и жизненный путь Горького Максима (Пешкова Алексея Максимовича)
    Максим Горький — литературный псевдоним А.М.Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его раннее детство прошло в семье деда, а образование ограничивалось 2 классами нижегородского слободского Кунавинского училища. С десятилетнего...смотреть целиком
  3. Сюжетная основа романа Горького «Мать»
    С образом Ниловны связан и другой лейтмотив романа и его же сюжетная основа — «дело». Если в первой части мать говорит преимущественно о вере, то во второй из её уст мы все чаще слышим слово «дело», и это хорошо передает усиливающуюся активность героини....смотреть целиком
  4. Основные идейные мотивы ранних произведений М.Горького
    Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А.М. Горький Раннее творчество А.М. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет....смотреть целиком
  5. Горький о развитии интернациональных культурных связей
    В период 1907—1917 годов Горький также уделял много внимания проблеме интернациональных культурных связей. Особое значение придавал он ознакомлению русских читателей с культурой, искусством и литературой братских народов нашей страны, в том числе украинского....смотреть целиком
  6. Театр Горького
    Человек! Это — великолепно! ...Все в человеке, все для человека! М. Горький В словах о “гордом человеке” — всего прекрасного на земле, прозвучавших более полувека тому назад, Горький со всей “илой неколебимой веры и убежденности выразил гуманистический...смотреть целиком
  7. Творчество Горького 1905 году
    Накануне и в годы первой русской революции Горький поднимается на новую ступень в своем идейно-художественном развитии. Связав свое творчество и общественно-литературную работу с пролетариатом и русской революционной социал-демократией, Горький именно...смотреть целиком