Пейзаж в ранних рассказах Горького играет исключительно важную роль. Море — это место, где происходит действие. Отношением к морю проверяется герой. Челкаш любит и понимает море, в море он свой, Гаврила — приземленный человек, в прямом и переносном смысле этого слова, он моря боится.
Заключительный пейзаж говорит о том, что море протестует против того, что совершилось на берегу и даже смывает следы, как недостойные того, чтобы о них помнили.
Во-второй главе дается пейзаж перед тем, как герои отправились на дело. Ночная темень на руку Челкашу, но в Гаврилу вселяет страх. Челкаш рад непогоде, она поможет скрыться от дозоров, Гаврила боится; прекрасное море вызывает восхищение у Челкаша, а Гаврила чувствует, что «боязно в нем».