Главным образом романтических произведений Горького является образ героического человека, готового к подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ «Старуха Изергиль». В нем Горький показал судьбы двух людей: Ларры и Данко. Один из них принес людям добро, другой — зло. Ларра был сыном орла, очень гордый, как и его отец. Попав в племя своей матери, он разговаривал с высокопочитаемыми людьми, как с равными. Ларра считал, что он лучший на земле, и таких, как он, больше нет. Он относился к людям, как к рабам. Для него были непонятны жалость, уважение к другим, любовь. Он был один, и он был горд собой. Ему ничего не было нужно, и он ничего не давал другим.
Когда он жестоко убил одну девушку, люди не могли придумать ему достойную кару. Поговорив с ним, они поняли, что для него были чужды привязанности, чувства. Ларра во всем хотел походить на своего отца, быть таким же независимым и одиноко гордым. Но его отец был один. Ему .нужны общение, семья, любовь, дружба, ответственность за кого-либо. Тогда люди из племени решили, что лучше оставить его одного. Долго ходил Ларра по земле. Он добывал себе все, что хотел, и люди не могли его убить, защищенного божьей карой. И когда они поняли это, то стали над ним смеяться. Люди потеряли к нему всякий интерес. Тогда Ларра стал еще более одиноким. Он понял, на что обрекли его люди, какую жестокую кару они выбрали ему. Он понял то, что чувствуют люди, и как они живут. Ему захотелось общения, ласки, любви, но этого он не мог получить, потому что был всеми отвергнут.
Другой герой рассказа — Данко. На одно племя напали враги. И перед ними стал выбор: сдаться в вечное рабство врагу или идти через непроходимый лес. Они не могли решить, все сидели и думали. И тут появился Данко. Это был смелый и красивый юноша. Он сказал: «Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь!» Люди, испуганные смертью, скованные страхом и изнуренные думами, послушались ясного и правдивого голоса Данко. Они, безвольные и ослабленные, подчинились доброй и могучей силе, излучаемой Данко. В них он зародил надежду на хорошую жизнь. Однако ко гда люди устали, пали духом, им стало стыдно признаться себе в этом. Тогда они озлобились против Дан-ко. Люди набросились на него и хотели убить. Данко не мог озлобиться на них из-за жалости. Он очень любил людей, и всю свою любовь доказал своим поступком. Данко вырвал из груди свое сердце и, освещая путь, повел людей через лес. Когда люди вышли из леса, то они, ослепленные радостью, позабыли, какую дорогую цену заплатил за них Данко. Он умер, рассыпалось его сердце искрами по всему небу, но образ героя-освободителя навсегда останется жить в сердцах людей. «В жизни всегда есть место подвигам», — говорит старуха Изергиль.
В поэме «Девушка и Смерть» М. Горький прославляет чувство любви, которое победило смерть.
В знаменитой пьесе «Песня о Соколе» прослеживается идея подвига. Сокол — олицетворение борца за народное счастье. М. Горький показывает нам идеального героя, которому присущи храбрость, героизм, презрение смерти и ненависть к врагу. «Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
Каждый герой романтических рассказов М. Горького — это активный, целеустремленный человек, противящийся злу всеми способами.
Но романтический пафос не мешал Горькому искать ответы на мучительные вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Гордые герои рассказа «Макар Чудра» утверждают как высшее начало в жизни и человеке любовь к свободе. Лойко и Радда не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Не желая становиться на колени перед возлюбленной, Зобар убивает ее, а затем погибает сам. Восставая против власти обстоятельств, измельчающих человеческую жизнь, Горький в рассказе «Макар Чудра» слишком заострил идею свободы, что могло привести к оправданию произвола.
Почувствовав опасность своего идеала, писатель попытался определить границы свободы, показать подлинный героический характер. Эта тема поднимается в рассказе «Старуха Изергиль» В основе сюжета две легенды, поведанные старухой Изергиль рассказчику, и повествование о самой героине. В первой части Горький осуждает эгоизм и жестокость Ларры, его гордыню и презрение к людям. Этот герой, протестуя против обыденности жизни, забыл о нравственных законах и был наказан. Ларра красив, силен и ловок, но в нем нет доброты и любви к людям, поэтому он обречен на вечные скитания и одиночество. Ларре противопоставлен Данко, самоотверженно жертвующий жизнью во имя своего народа. Он отдает свое сердце, не ожидая признания и наград, отдает тем, кого впоследствии испугает огонь этого сердца и кто наступит на него ногой. Данко — это проявление высшей степени гуманистического идеала писателя.
Особое место занимает в рассказе образ самой Изергиль. Она выносит приговор Ларре и слагает гимн Данко. Она знала, что такое подвиг, но не смогла прожить свою жизнь достойно. Ее незаурядные силы были почти впустую растрачены. Героине остается только одно — опираясь на свои ошибки, указать людям верный путь.
Та же проблема смысла жизни предстает перед нами и в двух других романтических произведениях — «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике». Противопоставляя Сокола и Ужа, Горький показывает величие и героизм одного и ничтожество другого. По принципу антитезы построена и «Песня о Буревестнике». Только Буревестник, гордая, свободная птица, не боится стихии. Глупый пингвин и гагары выглядят на его фоне беспомощными и нелепыми. Однако в «Песнях» Горький вновь увлечен романтическим максимализмом. Ведь Сокол и Буревестник презирают тех, ради кого Данко отдал свою жизнь. Героические натуры, воплощенные в образах птиц, самодостаточны. Они служат свободе, но не людям.
Противоречивость романтического идеала писателя и созданных им характеров свидетельствует о сложности поднятой им проблемы, о трудности ответа на вопрос, в чем же подлинный героизм. Но ближе всего к идеалу, безусловно, Данко, так как он жил высокой идеей и мечтал о свободе и счастье для всех людей.