Страница: [ 1 ]  2  

Когда человек любит подвиги,
он всегда умеет их сделать и найдет,
где это можно. В жизни всегда есть место подвигам. М. Горький
Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: \"Наше время — не время великих задач\". Низвергается герой, прославляется средний человек. Жизнь утрачивает свой высокий смысл.
Горький явился выразителем в литературе нового этапа освободительного движения. Серость буржуазной действительности привела его не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде. Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства. Но его стремление в иную жизнь рядилось в романтические одеяния лишь до того момента, пока живые впечатления реальной действительности не указали художнику на конкретно-исторический, а не сказочно-романтический выход..
В письме к Чехову Горький приветствовал новый век: \"Я недавно видел пьесу \"Сирано де Бержерак\" и пришел от нее в восторг: “Дорогу свободным гасконцам! Мы южного неба сыны, Мы все под полуденным солнцем, И с солнцем в крови рождены!\"
Это восхищение людьми \"с солнцем в крови\" проявилось у Горького уже в самом его первом рассказе \"Макар Чудра\". Крепко любили друг друга удалой цыган Лойко Зобар и сказочная Рада. Но волю они любили еще больше. И во имя нее они не пожалели своих жизней. Горький прекло-няется\'перед сильной, могучей страстью \"естественного\" человека, который рожден вольными степями, свободен и удален от мира мелких помыслов, расчета, корысти. Цыганский табор — это община, где действуют свои суровые \'законы, но они, по мнению автора, не унижают, а прославляют человека, его непреклонную волю. Такой выбор героев определяется ненавистью писателя к классу мещан, — рабов копейки, живущим мелкими страстями.
В \'Песне о Соколе\" спор между Соколом (героем) и Ужом (мещанином) приводит читателя к мысли о том, что подвиг необходим, даже если окружающие не способны его оценить. Горький прославляет \"безумство\" тех, кто жертвует собой, не надеясь на уважение и понимание. Эта мысль особенно важна была в эпоху, когда люди утратили потребность в героическом. Писатель глубоко верит в то, что нет напрасных жертв во имя светлого будущего. Его революционный оптимизм с особой силой выразился в \"Песне о Буревестнике\", которая явилась прямым призывом к революции, \"буре\".
Художественный стиль ранних романтических произведений Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противо подавлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Речь героев взволнованная, патетическая, лишенная обыденных выражений. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести \"в бедную жизнь такие вымыслы\", которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, сво-~ бодной, героической жизни.
Однако, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев. И он наделяет их реальными чертами \"людей дна\", также как романтики XIX века наделяли своих героев отличительными чертами \"рыцарей\" или \"благородных дикарей\".
Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее художественная реальность писателя живет по собственным внутренним законам. И законы эти отличаются от законов, существовавших для реалистов XIX века.
В этом мире природа тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе \"Челкаш\", лес в легенде о Данко, степь в рассказе \"Дед Архип и Ленька\" меняются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она \"отражает\" душевное напряжение героев. Так начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон вольной жизни, как в начале рассказа \"Старуха Изергиль\", либо противостоит им. В этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее \"ложное подобие\", созданное людьми.
Воплощением этого \"ложного подобия\" является портовый город, который \"дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию\", или \"живой\" лес, возникший из-за страха людей перед природой. В обоих случаях созданная людьми реальность \"поработила и обезличила их\", поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива. Она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими \"вечность\", неподвластную мелким страстям красоту и гармонию природы.
Главный герой обычно связан с природой. Вокруг него строится все повествование. Так, Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой — изгой в обществе, он всегда одинок. Отнюдь не являясь \"вторым Я\" автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому.
У главного героя, как правило, есть антагонист. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. \"Свободные\" герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от \"традиций\", либо от \"незнания\". Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую — Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их \"видеть жизнь\", как говорит старуха Изергиль. Её судьба противопоставлена мещанскому идеалу \"спокойной жизни\".
И мечта Гаврилы \"о доме\", и \"забота\" деда Архипа о Леньке, и \"мудрость\" Ужа — это \"мещанский идеал\" для Горького. Традиционное в романтизме противостояние \"личности\" и \"толпы\" усложняется у Горького. Персонажи оцениваются еще и с точки зрения этики, поэтому полу чается парадоксальный результат: человек толпы походит на демона\", стремящегося к \"воле для себя\" (в том отношении, что и тот, и другой могут совершить преступление). И здесь они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной \"личностью\".
Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Сам он, например, выступал против христианского милосердия и этики в рассказе \"Дело с застежками\". Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть \"активной\", то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности \"жить, а не примиряться\".
Завязкой сюжета часто оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе \"Дед Архип и Ленька\", проблема \"цены денег\" в \"Челкаше\" или \"свободы\" в \"Старухе Изергиль\". Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать \"свою правду\" Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении. Но именно Сокол предстает перед читателями в качестве положитель-hofo героя.
Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. \"Красивые люди\" всегда сравниваются с птицами, они \"способны летать\", в отличие от \"рожденных ползать\".


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Максим Горький (1868-1936)
    Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в мещанской семье деда...смотреть целиком
  2. История детства Алеши Пешкова
    Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний. Особенно...смотреть целиком
  3. Ранние романтические рассказы Горького
    В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым...смотреть целиком
  4. Концепция человека в раннем творчестве М. Горького
    Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между “должным” и “сущим”, между великой “мечтой” и “серой эпохой” явился той почвой, на которой родился романтизм раннего Горького. Ранние рассказы Горького носят революционно-романтический...смотреть целиком
  5. Босяк — новый герой в русской литературе
    В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ босяка неоднозначно,...смотреть целиком
  6. Характеристика основных образов - Горький
    Герой пьесы \"Егор Булычев и другие\" - купец и предприниматель Булычев, умирая, мучается тем, что прожил жизнь \"не на той улице\". Перед лицом смерти он признает, что тридцать лет жил с чужими людьми. Человек острого ума,...смотреть целиком
  7. Что я принимаю и с чем я спорю в произведениях М.Горького
    Недавно состоявшаяся экскурсия в музей-квартиру М.Горького оставила противоречивые впечатления: роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера, купца-мецената Рябушинского) — для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок...смотреть целиком