Мечтать — это не значит жить.
Нужны подвиги, подвиги!
М. Горький
На рубеже XIX—XX веков имя М. Горького не только в нашей стране, но и за рубежом произносилось в одном ряду с Чеховым, Толстым, Короленко. Я думаю, что это происходило потому, что, как и другие признанные классики, Горький пытается в своих произведениях найти ответ на вечные вопросы человечества: о смысле жизни, о возможности ее изменения человеком, о предназначении человека. И вместе с ним взгляд читателей, критиков, других писателей обращался к философско-этическим проблемам, отраженным в ранних произведениях Горького: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Герои этих рассказов ищут, активно действуют, стремясь к свободе и независимости. Они постоянно перепроверяют общие правила бытия — заново примеряют их на себя: подходит ли? не жмет? не стесняет движений в свободном полете? Поэтому Лойко Зобар в рассказе «Макар Чудра» заявляет: «Я свободный человек и буду жить так, как я хочу».
Однако всегда ли чрезмерная гордость, отречение от традиций человечества, его прошлого, нежелание жить рядом с людьми по их законам приносит человеку счастье? Не всегда, отвечает Горький, поведав легенду о Ларре в рассказе «Старуха Изергиль». Человек, не способный видеть ничего вокруг, кроме себя, добровольно обрекающий себя на одиночество — тоже лишь для одного себя, одновременно с этим обречен на мучения, поскольку в его жизни нет цели, нет смысла. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Люди оставили за Ларрой право выбора, дав ему возможность жить так, как он хочет, совершив тяжкое преступление, — и это стало для него самым тяжким наказанием, потому что нет счастья человеку, лишенному общения, теплоты, поддержки, дружеского совета.
Герой другой легенды из этого же рассказа — Данко — возвышается над своими соплеменниками, мечтая пробудить их сердца, души, мысли. Да, в реальном мире бывает и так, когда не право большинство, составленное из жалких, трусливых, невежественных созданий, в которых люди могут превратить себя сами со временем. Однако Данко видит, что эти люди, лишенные света, злобные и бездушные, оказались в безвыходном положении: отрезанными от солнца, отброшенными врагами в болото, да еще злые силы сдерживают их просветление. И герой, влюбленный в прошлое этих людей и надеющийся на их счастливое будущее, в бескорыстном порыве разрывает свою грудь и вынимает горящее сердце, поднимая его высоко над головой, чтобы осветить путь заблудшим. Совершив подвиг, Данко спас людей, но они даже не заметили его смерти, его отсутствия, поскольку совершили лишь первые шаги по дороге, ведущей к освобождению. Только один «осторожный человек» увидел рядом с мертвым Данко его смелое и гордое сердце и, «боясь чего-то», наступил на него ногой...
Как не похожи друг на друга Ларра и Данко: сын орла и человеческий сын, самовлюбленный гордец и герой, жертвующий собой, отвернувшийся от лучших представителей человеческого рода и отдавший свою жизнь за будущее счастье жалких и недостойных созданий, именующих себя людьми...
В «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» мы восхищаемся смелыми, независимыми, свободолюбивыми птицами, чьи сердца требуют бури и подвига, не желающими смириться с приземленным существованием ради пищи и безопасности.
В своих романтических произведениях Горький активно призывает людей к борьбе за свое будущее. Он «стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета в ней». Именно в этом мне видится основная ценность и значение ранних романтических произведений М. Горького.