Мечтать — это не значит жить.

Нуж­ны подвиги, подвиги!

М. Горький

На рубеже XIX—XX веков имя М. Горького не только в нашей стране, но и за рубежом произносилось в одном ряду с Чеховым, Толстым, Короленко. Я думаю, что это происходило потому, что, как и другие признанные класси­ки, Горький пытается в своих произведениях найти ответ на вечные вопросы человечества: о смысле жизни, о воз­можности ее изменения человеком, о предназначении чело­века. И вместе с ним взгляд читателей, критиков, других писателей обращался к философско-этическим проблемам, отраженным в ранних произведениях Горького: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Герои этих рассказов ищут, активно дей­ствуют, стремясь к свободе и независимости. Они постоян­но перепроверяют общие правила бытия — заново приме­ряют их на себя: подходит ли? не жмет? не стесняет дви­жений в свободном полете? Поэтому Лойко Зобар в рас­сказе «Макар Чудра» заявляет: «Я свободный человек и буду жить так, как я хочу».

Однако всегда ли чрезмерная гордость, отречение от традиций человечества, его прошлого, нежелание жить рядом с людьми по их законам приносит человеку сча­стье? Не всегда, отвечает Горький, поведав легенду о Ларре в рассказе «Старуха Изергиль». Человек, не способ­ный видеть ничего вокруг, кроме себя, добровольно обре­кающий себя на одиночество — тоже лишь для одного себя, одновременно с этим обречен на мучения, поскольку в его жизни нет цели, нет смысла. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Люди оставили за Ларрой право выбора, дав ему возможность жить так, как он хочет, совершив тяжкое преступление, — и это стало для него самым тяжким наказанием, потому что нет счастья человеку, лишенному общения, теплоты, поддер­жки, дружеского совета.
Герой другой легенды из этого же рассказа — Дан­ко — возвышается над своими соплеменниками, мечтая пробудить их сердца, души, мысли. Да, в реальном мире бывает и так, когда не право большинство, составленное из жалких, трусливых, невежественных созданий, в кото­рых люди могут превратить себя сами со временем. Однако Данко видит, что эти люди, лишенные света, злобные и бездушные, оказались в безвыходном положе­нии: отрезанными от солнца, отброшенными врагами в болото, да еще злые силы сдерживают их просветление. И герой, влюбленный в прошлое этих людей и надею­щийся на их счастливое будущее, в бескорыстном порыве разрывает свою грудь и вынимает горящее сердце, подни­мая его высоко над головой, чтобы осветить путь заблуд­шим. Совершив подвиг, Данко спас людей, но они даже не заметили его смерти, его отсутствия, поскольку совер­шили лишь первые шаги по дороге, ведущей к освобож­дению. Только один «осторожный человек» увидел рядом с мертвым Данко его смелое и гордое сердце и, «боясь чего-то», наступил на него ногой...

Как не похожи друг на друга Ларра и Данко: сын орла и человеческий сын, самовлюбленный гордец и герой, жерт­вующий собой, отвернувшийся от лучших представителей человеческого рода и отдавший свою жизнь за будущее счастье жалких и недостойных созданий, именующих себя людьми...

В «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» мы вос­хищаемся смелыми, независимыми, свободолюбивыми пти­цами, чьи сердца требуют бури и подвига, не желающими смириться с приземленным существованием ради пищи и безопасности.

В своих романтических произведениях Горький активно призывает людей к борьбе за свое будущее. Он «стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета в ней». Именно в этом мне видится основная ценность и значение ранних романтических произведений М. Горь­кого.

Похожие сочинения

  1. Сила и слабость человека в понимании Горького
    Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее- в той или иной степени этого добивается каждый...смотреть целиком
  2. Ранние романтические рассказы Горького
    В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым...смотреть целиком
  3. История детства Алеши Пешкова
    Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний. Особенно...смотреть целиком
  4. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького)
    Романтические рассказы принесли известность молодому Горькому, стали своеобразной визитной карточкой писателя. В них отражается связь Горького с предшествующей литературной традицией, романтическим мировоззрением. Одновременно писатель переосмысляет...смотреть целиком
  5. Безумство храбрых — вот мудрость жизни! (по ранним рассказам М. Горького)
    Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения — так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый подход к человеку...смотреть целиком
  6. Интересные подробности жизни и творчества М. Горького  Новое!
    Познакомившись с легендарным писателем-революционером в 1905 г., Ленин сразу попытался его привлечь на свою сторону, поскольку понимал, что сила влияния Горького на «массы» может стать мощным фактором укрепления революционного движения в России. Из тех...смотреть целиком
  7. Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького  Новое!
    Рубеж XIXXX вв. это время знаҹительных перемен в российской истории, время острейших противореҹий и споров о судьбах отеҹества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности,...смотреть целиком