Конец 90-х годов XIX века был от­мечен появлением трех томов «Очер­ков и рассказов» молодого писателя Максима Горького. «Большой и ори­гинальный талант», - таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.

Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в та­ких рассказах, как «Челкаш», «Стару­ха Изергиль», «Макар Чудра», в рево­люционных песнях. Герои этих рас­сказов - люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, красивые. Эти ге­рои - мечта Горького. Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж про­тив действительности, против всяко­го гнета ее».

Центральным образом романтичес­ких произведений Горького раннего периода является образ героическо­го человека, готового к самоотвер­женному подвигу во имя блага наро­да. В рассказе «Старуха Изергиль», написанном в 1895 году, таким явля­ется образ Данко, в который Горький вложил гуманистическую идею о че­ловеке, который все силы отдает слу­жению народу. Данко - «молодой красавец», смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, он приносит в жертву са­мого себя. Герой любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспых­нуло огнем желания спасти их, выве­сти их из мрака. «Что сделаю я для людей?!» - и он разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце. Осве­щая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - ки­нул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». Умирает Данко, гаснет

его смелое сердце, но образ юного героя жив. «В жизни всегда есть ме­сто подвигу», — говорит старуха Изергиль.

Идею подвига, возвышенного и об­лагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песню о Соко­ле», написанную в 1895 году. Сокол — олицетворение борца за народное счастье: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..» Сокол презирает смерть, он храбр и беспощаден к врагу. В образе Соко­ла Горький воспевает «безумство храбрых». «Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Со­кол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови тво­ей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

В 1901 году Горький написал «Пес­ню о Буревестнике», в которой с нео­бычайной силой выразил свое пред­чувствие грядущей революции. Горь­кий воспевал близкую, несомненную революционную бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревест­ник гордо реет между молний над ре­вущим гневно морем, то кричит про­рок победы: «Пусть сильнее грянет буря!»

Буревестник — воплощение геро­изма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, кото­рые боятся бури: «Только гордый Бу­ревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем». Рево­люционный пафос произведения был понят однозначно, и журнал «Жизнь», в котором оно было напечатано, был закрыт.

Современник Горького А. Богдано­вич писал: «От большинства очерков Горького веет этим свободным ды­ханием степи и моря, чувствуется бо­дрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касаю­щихся того же мира нищеты и отвер­женности».

Похожие сочинения

  1. В жизни всегда есть место подвигам
    Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: "Наше...смотреть целиком
  2. Ранние романтические рассказы Горького
    В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым...смотреть целиком
  3. Романтизм и реализм в рассказах Горького
    Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности — с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода...смотреть целиком
  4. Герои и проблематика ранней романтической прозы М.А. Горького
    М. Горький бурно входил в большую литературу. Ярким показателем талантливости того или иного писателя является отношение к нему читающей публики. Молодого прозаика, выходца из низов одни рьяно отвергали, другие торжественно возводили на литературный...смотреть целиком
  5. Горький о развитии интернациональных культурных связей
    В период 1907—1917 годов Горький также уделял много внимания проблеме интернациональных культурных связей. Особое значение придавал он ознакомлению русских читателей с культурой, искусством и литературой братских народов нашей страны, в том числе украинского....смотреть целиком
  6. М.Горький. "В людях".
    Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним — Горький — отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем, в детстве и отрочестве жизнь вовсе не радовала будущего писателя. Его отношение к чтению было похоже на попытку вырваться...смотреть целиком
  7. Творческий путь М. Горького  Новое!
    Максим Горький — писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции — человеколюбие и открытая идеологичность....смотреть целиком