Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекало в романтизме «умение пробудить… мятеж против всякого гнета». Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, но и передать романтический дух времени перемен. Гордый Сокол, погибает в глубоком ущелье, смельчак Данко, который осветил миром сердца дорогу людям, Буревестник, развевающийся «над седой равниной моря» – всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти. Старый цыган Макар Чудра из одноименного рассказа Горького говорит, что человек, обрекший себя на рабскую долю, не видит главного: ему неизвестна свобода, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью, утверждает герой Горького. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радда на глазах всего лагеря и гибнет сам) вызван не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хотели из-за своего сильного чувства терять свободу. К свободе стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванкой Изергиль. Герои рассказа «Старуха Изергиль» – Ларри и Данко – противопоставляются друг другу. Но есть у них и общие черты. Сила характера, гордость и свободолюбие подчеркиваются в Ларри его необычным происхождением (Ларри – сын орла и девушки из могучего племени). Но хорошие качества этого героя превращаются в свою противоположность, потому что он пренебрегает людьми, жестоко обращается с ними. Он не останавливается даже перед убийством, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Ларри превращается в тень, он обречен на вечные страдания, потому что люди теперь отворачиваются от него. Чувствуя свое безграничную одиночество, Ларри становится несчастным. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Нынешний герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Данко. Данко тоже стремится к свободе, но свободе не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя тяжелую миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и дальний. «Утомленные и злые», люди начинают винить героя этой легенды в своих несчастьях, приговаривая его к смерти. Но Данко не обижается на уставших людей, он выше этого. Разорвав себе грудь, он вырывает свое сердце и освещает им дорогу к свету. Герой легенды, в отличие от Ларри, счастлив, что отдал свою жизнь людям: «Посмотрел вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко – бросил он радостный взгляд на свободную землю и засмеялся гордо».

И люди после его смерти нашли надежду. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен людьми: «Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметила это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло». Время таких героев, как Данко, еще не пришло, – говорит этими строками Горький. Но в «Песне о Соколе» мы видим, что свободолюбивые мысли романтического героя Горького уже находят отзыв у окружающих. Так, Сокол, рвущийся в небо, заразит своей страстью «много смелых сердец», верит писатель. Даже Уж пытается взлететь вверх, но… «рожденный ползать летать не может». Уж олицетворяет в «Песне о Соколе» серое, однообразное существование, целью которого является лишь забота о собственном спокойствии. А небо доступно только поистине храбрым и смелым, таким, кто, как Сокол, одержимым мечтой о свободе и новой жизни. «Капли крови его горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни», – утверждает Горький. «Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» – всеми этими качествами обладает романтический герой Горького Буревестник. Предвестник бури, он жаждет ее и не боится никаких потрясений. Наоборот, Буревестник взмывает вверх, чтобы «проткнуть» мрак, увидеть за тучами солнце.Буря у Горького – это признак новой, лучшей жизни, протест против жалкого, нищенского существования. А Буревестник – герой, который не боится перемен и жаждет свободы. В «Песне о Буревестнике» Горький создает образ героя-бунтаря, такого, каким является идеал романтического героя писателя – не только свободолюбивого, но и того, что обладает волей к победе. Созданные Максимом Горьким образы романтического героя соответствовали духу своего времени, требовали социальных изменений. Но какими должны быть эти изменения? По мнению Горького, изменения должны были быть революционными, что требовало именно таких героев. Может быть, их даже еще не было к моменту создания писателем его романтических произведений. Ведь недаром идеал романтического героя Горького воплощен в Буревестнике – в птице, а не в человеке. В русской литературе XX века мы встречаем разное отношение к революции – от восторженного приветствия до полного отрицания. Но, как бы то ни было, у романтического героя Горького есть много общепризнанных положительных человеческих качеств. Это, прежде всего свободолюбие, протест против рутинности жизни, умение служить людям.

Похожие сочинения

  1. В жизни всегда есть место подвигам
    Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: "Наше...смотреть целиком
  2. Максим Горький (1868-1936)
    Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в мещанской семье деда...смотреть целиком
  3. Тематика произведений Горького
    Произведения Горького обычно делят по тематическому принципу — о России и Италии. Материал, действительно, разный. Но принципиальный подход к нему — общий. Видимо, не случайно рассказы обоих циклов созданы частично параллельно. Для издания «Сказок»...смотреть целиком
  4. Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького
    Герои Горького разделяют боль многих, стремятся соотнести свою судьбу с судьбой всех обездоленных. Горький создал большой цикл рассказов о босяках: «Емельян Пиляй», «Дед Архип и Ленька», «Нищенка», «Челкаш», «Однажды осенью», «Зазубрина», «Супруги Орловы»,...смотреть целиком
  5. Жанровые особенности романтических произведений М. Горького  Новое!
    Для романтического художественно­го мира характерно противопоставление героя и действительности. С этой особенностью романтизма как художественного метода свя­зано жанровое своеобразие произведений Горького начального пе­риода. «Рассказы в рассказе»...смотреть целиком
  6. Социально-«педагогические» установки Горького
    Скорым и неправым был его суд над деревней в статье «О русском крестьянстве» (1922), в которой русский мужик уличался в жестокости и «слепоте разума», в том, что в деревне преобладают материальные, потребительские интересы над духовными, в отличие от...смотреть целиком
  7. Ранний романтизм М. Горького (Третий вариант)  Новое!
    К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои — люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя...смотреть целиком