Книга - это мысль. И поэтому каждая книга несёт в себе какую-то идею, представляя читателям повесть сердца автора, его чувства и выводы. Максим Горький, один из великих писателей XIX века, внёс своими ранними рассказами идею о равенстве, свободе и справедливости между людьми. Может поэтому его ранние произведения продолжают волновать умы и сердца читателей и в наше время.
Ранние рассказы писателя горячи и искренни. Старуха Изергиль, бунтарка и сумасбродка, эгоистичный Ларра, отверженный, наказанный, превратившийся в белесое облачко, Данко, человеколюбивый, отдавший свое горячее сердце: все это завораживает и околдовывает. И слова Изергиль: \"В жизни всегда есть место подвигу\" наполняет существование каким-то необыкновенным смыслом и находят отклик в тысячах сердец. Все герои романтических произведений Горького - люди исключительные, со своим пафосом, пафосом свободы и справедливости. Лойко Зобар, красавица Радда, богатырь Коновалов с детски чистой душой, вольная, как морская чайка, Мальва,- все они предстают перед нами на страницах ранних произведений Горького.
Одним из ранних рассказов Горького является рассказ \"Челкаш\", повествующий о жизни босяков, оказавшихся вне социальных классов. \"Челкаш\" несет в себе идею свободы, равенства. Горький очень тонко дает понять, что босяки - это люди со своими ценностями, мыслями, чувствами, может даже более светлыми, чем у иных, более благополучных слоев общества.
В отличие от многих романтических героев писателя, горьковский Челкаш более приближен реальной жизни, но в душе такой же романтик, широкой души и мысли человек. Главной мыслью, которой отдал Челкаш всю свою жизнь, стала мысль о свободе. Он готов бросить крепкое крестьянское хозяйство из ненависти к собственности, которая порабощает людей, из-за любви к свободе, свободе от всего: денег, обязанностей и даже морали.

В этом-то мире и живет оборванец Челкаш, мастер воровства. Описание внешности Челкаша - сравнение с ястребом, сильной, смелой птицей. У него нет семьи, денег, но это его свобода. Однако, если прислушаться к разговорам Челкаша, можно заметить, что все же он с ноющей болью вспоминает о своей родной деревне. Противопоставлением Челкаша становится Гаврила. Оба они из крестьян, и, может быть, чем-то даже похожи, но Горький смело противопоставляет их по моральному облику. Челкаш - это стремление к победе. Он свободен от денег, он - вор, но не способен на убийство. Однако Гаврила - не вор, но из- за денег готов убить человека. Гаврила корыстен. Он хочет быть свободен за счет денег, хочет избежать горькой батрацкой участи, быть может, нельзя его за это винить. Но когда он ползает в ногах Челкаша, вымаливая эти деньги, и Челкаш с внезапно нахлынувшим чувством острой жалости и ненависти кричит: \"Эх, войлок! Нищий! Разве из-за денег можно так истезать себя?\"- мы понимаем: Челкаш больше человек, чем Гаврила. Морально Челкаш высок. И это его выбор, это его свобода. Однако Горький заостряет свое внимание на понимании свободы Гаврилы. Горький словно говорит, что это мнимая свобода. Вернется момент, когда узы привлекут его обратно, ведь живя в обществе нельзя быть свободным от него. Горький обожествляет свободу и равенство, и в своих ранних рассказах он показал свою мечту, показал людей своей мечты. С их собственными, многим непонятными проблемами. В \"Челкаше\" писатель столкнул свою мысль о свободе с действительностью, окружающей нас. Пока есть Гаврилы, Челкаш будет одинок. Но он навсегда останется в людских сердцах символом свободы и независимости.

Похожие сочинения

  1. Максим Горький (1868-1936)
    Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в мещанской семье деда...смотреть целиком
  2. Характеристики героев рассказов Горького
    Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя,...смотреть целиком
  3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького)
    Романтические рассказы принесли известность молодому Горькому, стали своеобразной визитной карточкой писателя. В них отражается связь Горького с предшествующей литературной традицией, романтическим мировоззрением. Одновременно писатель переосмысляет...смотреть целиком
  4. О творчестве М. Горького  Новое!
    Творческий путь Горького начинался на перекрестке реализма и неоромантизма. В рамках реализма он был своеобразным продолжателем традиций чеховской прозы, в которой центральное место занимала тема житейской пошлости, поглощающей лучшие человеческие порывы...смотреть целиком
  5. Значение творчества М. Горького в мировой литературе
    Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление русского пролетариата, отразил его общественную практику, отдал...смотреть целиком
  6. Развитие темы "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя
    Тема "маленького человека" в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в "Медном всаднике" и "Станционном смотрителе" А. С. Пушкина. Вообще же образ "маленького...смотреть целиком
  7. Горький о развитии интернациональных культурных связей
    В период 1907—1917 годов Горький также уделял много внимания проблеме интернациональных культурных связей. Особое значение придавал он ознакомлению русских читателей с культурой, искусством и литературой братских народов нашей страны, в том числе украинского....смотреть целиком