В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что действительно сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.

В одном из этих монологов Сатин говорит: «Старик — не шарлатан? Что такое правда? Человек — вот правда? Он это понимал ... вы нет?» В этом, наверное, и состоит основной, ключевой момент произведения: соединение «правды Сатина», оправдывающего Луку, с «ложью во имя спасения» Луки.

Направленность этой удивительной пьесы-притчи не только не является чем-то случайным для Горького, а, напротив, чрезвычайно характерна для него, связана с чем-то тайным в его таланте. Для Горького было важным не только «что делать?», но и «как делать?», как воплотить, осуществить мечту. Потому у него, писателя активного, революционного гуманиста, так сокровенно и убедительно, но вместе с тем в сложной запутанной жизни прозвучали общефилософские вопросы: правда — бог свободного человека, ложь — религия рабов и хозяев.

Та огромная правда жизни, какую Горький жадно собирал и носил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная, всего естественнее воплощалась в широких, емких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом социалистическим.



Как беспощадный писатель-реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни — художественную энциклопедию конца XIX - начала XX в. Среди своих героев-искателей Горький неизменно отдавал предпочтение растущему человеку. Однажды он писал об это так: «Моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания. Мир — плод его творчества, Бог — частица его сердца и разума».

Мир горьковских произведений — это мир, постоянно изменяющийся , в нем необратимо осуществляются процессы «разрушения» и «созидания» личностей. Горький и здесь шел в ногу со своим временем: как в его отечестве все «стронулось» с неподвижной точки навстречу будущему. Так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой веры.

Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможност