В двадцатые. годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один из лучших романов писателя “Дело Артамоновых”. В нем Алексей Максимович воскрешает годы своей молодости. Но это не было уходом от проблем настоящего. Для писателя “вчера” и “сегодня” неразрывно связаны: чтобы строить будущее, нужно знать свое прошлое.
Описывая историю семьи промышленника Артамонова, Горький исследует причину распада капитализма в России. На примере трех поколений Артамоновых писатель показывает зарождение и гибель “дела”.
Илья Артамонов появился в городе Дремове “года через два после воли”. Он полон решимости построить фабрику для изготовления льняных полотен. Энергия этого человека вызывает уважение. Он живет в полную силу: умеет работать, веселиться, любить.
Совершенно иное второе поколение: сыновья Петр, Никита и племянник Алеша. Петр — молчаливый тугодум, ему скучно жить и работать. Если Илья Артамонов относится к делу с азартом, то Петр как бы “несет огромную, непосильную ношу”. Никита—горбун, обижен судьбой изначально. Он любит разводить сады, даже на песчаной почве Никита вырастил прекрасный сад. Но “делу” он не хозяин и братьям не помощник. Он предпочитает уйти от проблем жизни в монастырь: “Вот у нас в семье свой молитвенник о грехах наших будет...” — радуется Петр.
Но и в монастыре не находит Никита покоя. Он не верит в Бога, не находит себе дела и занятия по душе.
Алексей, племянник Артамонова, служит делу азартно, как Илья. Но Петра пугает ум брата, и он думает, что Алексей “жулик, без совести. Может по миру пустить меня и сам этого не заметит и не из жадности разорит, а просто — заиграется”.
“Дело”, начатое отцом, продолжается его детьми, но, видя их отношение друг к другу, невольно вспоминаешь известную басню: “Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет...”
Третье же поколение Артамоновых еще более разобщено, не чувствует “плеча родного”.
Илья, старший и любимый сын Петра, не хочет заниматься фабрикой. Он осуждает “старших” за эксплуатацию рабочих. На горькую фразу отца: “Ради тебя я человека убил... может быть”, сын оглушительно сказал: “Не одного убили вы, вон там целое кладбище убитых фабрикой”.
Мирон, сын Алексея, выучившись на инженера, занимается “делом” без задора, по необходимости. Он больше любит порассуждать о путях развития России.
Яков, сын Петра, так же скучает, как и отец. Он чувствует себя пленником семьи и дела. Не видит пользы от своей безрадостной деятельности и так же бездарно гибнет, как и жил. Один за другим Артамоновы уходят в мир иной, незаметно, легко или мучаясь и страдая.
Развал “дела” довершает революция: “...фабрика перестала работать, молодежь, засучивая рукава рубах, бросилась в город... Фабрика опустела, обезлюдела и точно сморщилась под ветром...”
Горький увидел и гениально сумел показать, как на протяжении короткого времени усилиями энергичных и волевых людей складывались состояния, укреплялась промышленность, и как легко ее было развалить, взяв в немощные и неумелые руки, выполняя работу без азарта и любви.
В этом, пожалуй, главный “урок” романа “Дело Артамоновых”.

Похожие сочинения

  1. Художественный анализ
    «Дело Артамоновых», как и другие эпические полотна М. Горького, именуется в печати то «повестью», то «романом». Сам писатель называл все эти произведения, от «Фомы Гордеова» до четырехтомной «Жизни Клима Самгина», повестями. Он исходил не из объема этих...смотреть целиком
  2. Три поколения Артамоновых  Новое!
    Замысел романа «Дело Артамоновых» возник у Горького в начале 1900-х годов. Тогда писатель говорил об истории «трех поколений» одной купеческой семьи, где «закон вырождения действовал особенно безжалостно». Уже в этих словах звучала завязка на широкое...смотреть целиком
  3. Роман повесть Дело Артамоновых
    «Дело Артамоновых», как и другие эпические полотна М. Горького, именуется в печати то «повестью», то «романом». Сам писатель называл все эти произведения, от «Фомы Гордеова» до четырехтомной «Жизни Клима Самгина», повестями. Он исходил не из объема этих...смотреть целиком
  4. Образ и характер Вялова
    Фигура Тихона Вялова — крестьянина, потом землекопа, потом дворника Артамоновых — самая сложная в повести и (во всяком случае, до финала, когда многое проясняется) — фигура загадочная. М. Горького беспокоило, что критики, говоря о повести, «всегда забывают...смотреть целиком
  5. Сюжет и композиция романа М. Горького "Дело Артамоновых"
    Роман “Дело Артамоновых” — это история русского капитализма, история угасающего рода, показа того, как положение “хозяев жизни” уродует и духовно губит людей, превращает их из хозяев “дела” в его рабов. Основой сюжета романа служит развитие дела...смотреть целиком