Замысел романа «Дело Артамоновых» возник у Горького в начале 1900-х годов. Тогда писатель говорил об истории «трех поколений» одной купеческой семьи, где «закон вырождения действовал особенно безжалостно». Уже в этих словах звучала завязка на широкое эпическое полотно. Лев Толстой сказал тогда молодому писателю:«.. .это надо написать. Кратко написать большой роман», и Горький поступил именно так.

Повесть «Дело Артамоновых» — это история жизни трех поколений знакомой М. Горькому купеческой семьи. Ничего не скрывая, автор рассмотрел Артамоновых как представителей класса, их отношение к «делу», опираясь на глубокое понимание сил, управляющих жизнью общества.

Года через два после воли бывший приказчик князей Ратских Илья Артамонов со своими сыновьями и племянником появляется в городе Дремове, чтобы «свое дело ставить: фабрику полотна». О зачинателе артамоновского дела критики отзывались как о хищнике и стяжателе, сохранившем от своего мужицкого прошлого «крепкую крестьянскую силу, еще не растраченную энергию рабочею человека», подчеркивали в нем «могучую силу «рыцарей первонакопления», ум, сметливость, трудолюбие, энергичность, расположенность к рабочим. Крепкие, неиспользованные силы вливаются с приходом Артамоновых в дремовское захолустье. Они сами меряют землю, собственноручно расчищают место для будущей фабрики. Напористо и уверенно ведет себя основатель «дела» Илья Артамонов. Он ни перед кем не заискивает и не добивается чьего-либо расположения. По признанию Ильи, он умел «обламывать» людей и без любви. Помимо того сам текст показывает, что отношение Артамонова к рабочим было искренним. В авторской характеристике говорится: «Илья Артамонов становится все более хвастливо криклив, но заносчивости богача не приобретал, с рабочими держался просто, пировал у них на свадьбах, крестил детей».

Илья не только сам был близок к народу, он пытался передать эти отношения детям.
Его гибель — начало вырождения артамоновской семьи. «Кибитка потерял колесо» — это бормотание юродивого Антонушки вослед фобу с телом Ильи как бы бросает трагический отсвет на жизнь последующих поколений Артамоновых. У Петра нет «ни сильной вопи, ни напористости, ни трудового задора, отличавших отца. Он не любит «дела», боится какой-либо инициативы, без конца возвращается к мысли о бессмысленности, бесперспективности «дела»: «...целодневный шум наполнял голову, не оставлял в нем места никаким иным мыслям, кроме тех, которые внушались делом, курчавый дым фабричной трубы темнил все вокруг унынием и скукой».

Петр боится и ненавидит рабочих, Тихона, с остервенением ухватывается за Илью-младшего, совершает гнусное убийство и стремится оправдать себя в своих же глазах, ссылаясь на то, что хотел лишь добра своему сыну, а мальчик оказывал плохое влияние на маленького Илью. Петр ищет забвения в пьянстве, стремится уйти от черных мыслей. Он с головой погружается в разврат, в скандалы, окружает себя утешителями: «Припоминая бурные дни жизни на ярмарке, Петр Артамонов ощущал жуткое недоумение, почти страх; не верилось, что все это воскрешало память...»

Можно согласиться с мнением И. Грузднева о Петре Артамонове, который, по словам критика, «превращается из милого и простого парня в собственника — в преступное, пьяное и распущенное существо».

Никита Артамонов в повести Горького выступает как один из людей, «плутавших в темноте». Его первоначальный замысел, одобренный Л. Толстым, не был особенно нов. На Руси случалось, что богачи отказывались от капиталов и шли в монахи. Но мотивы, толкающие на подобные поступки, далеко не всегда сводились к религиозной потребности замолить грехи, а коренились гораздо глубже, в кризисе мировоззрения. Никита — беглый монах, избегающий ходить в церковь, который, даже умирая, опасается свидания с братией. Горбун свято веровал в бога, когда юношей, «похожий на старичка- отшельника», с увлечением работал в саду, напевал «что-то церковное». Он теряет веру в монастыре, когда к нему толпами стекаются паломники. Никита предпочитает роли пастыря душ черствый хлеб простого странника по дорогам жизни.

Наиболее сильно показано вырождение семьи в поведении Якова. Настоящим хозяином фабрики был Илья, Петр — только формально, а Якову там вовсе делать было нечего.

Писатель показывает этот процесс также косвенным путем, символически: «Илья Артамонов любит Ульяну грубоватой, но здоровой, сильной любовью, любовь Петра вялая и безразличная, Яков вообще не способен к чувству. Илья убивает человека, защищая свою жизнь, его совесть спокойна; Петр убивает беззащитного мальчика и мучается совершенным убийством; Яков, пытаясь убить своего соперника, простреливает свои штаны».

Однако, показывая некоторое вырождение артамоновского рода, Горький не считает, что и вся буржуазия такая же. Как замечательно талантливого человека автор показал Мирона, племянника Петра Артамонова: «Мирон, умник, будущий инженер, сказывал: в городе Сиранузе знаменитейший ученый был, предлагал он царю: дай силе на что опереться — целковый! Нам не надо мудрецов, мы сашЛ с усами, нам одно надобно — чиновники другие!»

И Мирон многое унаследовал от своего отца. Сызмальства Алексей выделялся среди Петра и Никиты. Черты его были значительно тоньше, ум — изворотливее. В отличие от Петра Алексей знал, как сделать так, чтобы «дело» расширялось и процветало. Но оно не могло достаться Алексею изначально, так как он не был родным сыном Ильи Артамонова. И вот Алексей любит дело, как любил его отец.Я Этот — жаден, ненасытно жаден, и все у него ловко, просто. И еще один представитель семьи Артамоновых сын Петра. Мирон говорит о брате: «Илья один из тех людей, которые смотрят на жизнь сквозь книгу и не умеют отличить корову от лошади». Но это лишь его домыслы. Илья гораздо ближе к реаль- ной жизни, чем это хочется признать Артамонову. Он сознает: Илья был надеждой отца, которому хотелось передать «дело» в его руки. Но Артамонов-младший пошёл по другому пути и стал одним из тех, кто вместе с революционным пролетариатом вернется и уничтожит артамоновское господство.

Похожие сочинения

  1. Художественный анализ
    «Дело Артамоновых», как и другие эпические полотна М. Горького, именуется в печати то «повестью», то «романом». Сам писатель называл все эти произведения, от «Фомы Гордеова» до четырехтомной «Жизни Клима Самгина», повестями. Он исходил не из объема этих...смотреть целиком
  2. Итог исканий М.Горького ("Дело Артамоновых")
    В повести "Дело Артамоновых" Горький показал, как медленно, но неотвратимо совершается процесс осознания рабочими своих классовых интересов. Не в каждом городе действовали пропагандисты, подобные Павлу Власову и Находке, организующие демонстрации...смотреть целиком
  3. Смысл истории трех поколений русской семьи в повести М. Горького "Дело Артамоновых"
    Повесть “Дело Артамоновых” — это как бы история жизни трех поколений знакомой М. Горькому купеческой семьи. Ничего не скрывая, с ясностью и глубиной исторического мышления автор рассмотрел Артамоновых как представителей класса, их от ношение к “делу”,...смотреть целиком
  4. "Сын растет быстро, но как то в сторону" (по роману "Дело Артамоновых")
    Цело, как плесень в погребе,— своей силой растет. М. Горький Алексей Максимович Горький в романе “Дело Артамоновых” показал нарастание демократического движения в России. На примере семьи Артамоновых писатель показал, как в недрах...смотреть целиком
  5. Сын растет быстро но как то в сторону (по роману "Дело Артамоновых")  Новое!
    Цело, как плесень в погребе, своей силой растет. М. Горький Алексей Максимовиҹ Горький в романе Дело Артамоновых показал нарастание демократиҹеского движения в России. На примере семьи Артамоновых писатель показал, как в недрах капитализма...смотреть целиком