Страница: [ 1 ]  2  

Фигура Тихона Вялова — крестьянина, потом землекопа, потом дворника Артамоновых — самая сложная в повести и (во всяком случае, до финала, когда многое проясняется) — фигура загадочная. М. Горького беспокоило, что критики, говоря о повести, «всегда забывают отметить фигуру Тихона Вялова, а она не зря воткнута в жизнь Артамоновых» что ни один из них «не отметил в «Деле Артамоновых» Тихона Вялова — мужика, который остается при всех условиях мужиком, не приемлющим городской культуры»2. М. Горький даже заметил однажды, что в повести Тихон — «главный ее герой» 3. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Вялова в романе Дело Артамоновых. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) В «Деле Артамоновых» есть немало эпизодов, объясняющих, почему писатель мог так выразиться. Проходя через все повествование, Тихон Вялов является самым неприятным и ненавистным человеком для Петра, который тем не менее часто повторяет «Тихоновы слова». Вялов одновременно и притягивает к себе, и отталкивает брата Петра — калеку Никиту, влияя на всю его судьбу (Никита идет в монастырь, чтобы отмаливать грехи Артамоновых, но, вопреки «пожеланию» Л. Н. Толстого, утрачивает веру). Именно от Тихона идут первые толчки, отодвигающие Илью-младшего от отца и от «дела». «Что за человек Тихон? — спрашивает Петр.— На все вокруг падает его тень, его слова звучат в ребячливых речах сына, его мыслями околдован брат». Мысли Тихона раскрываются в целой серии изречений, многие из которых посвящены «делу» — делу вообще и артамоновскому в особенности: «Дело, как плесень в погребе,— своей силой растет»; «Дело — перила человеку; по краю ямы ходим, за них держимся»; «Делам черт Каина обучил...»; «Человек — нитку прядет, черт— дерюгу ткет, так оно, без конца, и идет» и т. д. Много раз говорится о «мерцающих» глазах Вялова — они мерцают, когда он смотрит на Артамоновых, особенно — па Илью-старшего. В самом деле: что за человек Тихон?

Критики сперва обходили эту фигуру, а когда стали присматриваться к ней —далеко не сразу раскрыли ее сущность. Некоторые пришли к выводу, что в лице Тихона Вялова дан обобщенный образ крестьянской массы. При этом возникло представление о простой и ясной расстановке сил в повести: Артамоновы — буржуазия, Морозовы — рабочий класс, Вялов — крестьянство. Но такому широкому толкованию образа Тихона противоречит хотя бы то, что он «с рабочими груб, как полицейский, они его не любят...». Правда, таков он в представлении Петра Артамонова — в представлении явно необъективном. Однако Тихон сам говорит о себе в финале повести: «А я, как был, в стороне...» Разве так мог бы сказать о себе представитель всей крестьянской массы? Некоторые критики увидели разгадку в том, что М. Горький действительно хотел изобразить в Вялове всю крестьянскую массу, но изобразил ее неверно, с тем скептицизмом, который был источником ошибок писателя, допущенных им в оценке крестьянства в 1917—1918 годах. Однако текст повести свидетельствует о том, что автор «Дела Артамоновых» отнюдь не выдавал Тихона за типичного представителя крестьянской массы. Никита с полным правом говорит о Тихоне, что его «обидел кто-то, и он оторвался от всех, как разоренный». Сам Тихон рассказывает в финале, что он, наблюдая за Артамоновыми, утратил те убеждения, которыми жил прежде: «Веры... лишили вы меня; не знаю, как теперь и умереть мне. Загляделся на вас, беси...» В критике был высказан и такой взгляд на Вялова, что он не только не является представителем массы, но прямо враждебен ей, что он «доносит» хозяину на рабочих. Но это уже совсем несерьезно: ни на кого Тихон не «доносит», и нельзя не чувствовать, какой глубокий и подлинно народный характер имеет растущий в нем гнев против мира Артамоновых. Приходится снова задать вопрос: что же за человек Тихон?

Высоко оценивая русскую классическую литературу, М. Горький «упрекал» некоторых ее представителей в том, что они, рисуя крестьянскую массу, сосредоточили внимание на кротких, христолюбивых людях, подобных Платону Каратаеву из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», но прошли мимо таких выходцев из крестьянства, как волевые, жадные до жизни «стяжатели-строители». В «Деле Артамоновых» М. Горький противопоставил друг другу людей двух этих разных типов, прежде всего — Илью Артамонова-старшего и Тихона Вялова, о котором говорил, что это — «видоизмененный тип Платона Каратаева». Илья и Тихон вышли оба из среды патриархального крестьянства, но один из них разрушает патриархальную неподвижность, а другой мучительно переживает это разрушение. М. Горький соглашался с мнением тех, кто «считает Вялова законным... противопоставлением Артамоновым, как «дельцам», воплотителям активного отношения к действительности» Значит ли это, что Тихон — отрицательный герой, воплощающий пассивное, консервативное начало? Нет, все обстоит гораздо сложнее. Совершая исторически прогрессивное дело, Илья-старший хладнокровно ступает по головам людей — таких, как Тихон и как тысячи ему подобных. В самом конце повести выясняется, что Илья был убийцей брата Тихона и что Тихон пошел служить к Артамоновым, побуждаемый вначале лишь желанием отомстить за брата. Но это желание сменилось у Вялова другим: попять, кто такие Артамоновы, в чем их сила и слабость, откуда придет к ним возмездие за все их дела.

И происходит нечто на первый взгляд парадоксальное, но в сущности глубоко закономерное. В продолжателе «дела» Петре, все больше страшащемся этого «дела», пробуждается тоска по утраченному патриархальному «раю». Он говорит: «В деревне — проще, спокойнее жить...»; «Не наше бы это дело, фабрика. Нам бы лучше податься в степи, купить там землю, крестьянствовать. Шума-то было бы меньше, а толку — больше...». Нетрудно найти причину такого настроения. Она — в тревоге, вызванной тем, что рабочие все меньше похожи на своих предков — патриархальных крестьян, что они «теряют крестьянскую выносливость» (в данном случае под выносливостью подразумеваются терпение и покорность). Вот почему Петра Артамонова начинают притягивать к себе реакционные стороны религиозно-философской проповеди Льва Толстого. Коптев кричит Петру: «Какое вам дело до графа, вам, вам? Граф этот — последний вздох деревенской России...»

А в это время Платой Каратаев перестает быть Платоном Каратаевым: Тихон Вялов утрачивает черты покорности и непротивления, испытывая все больший гнев против тех, кто строит свое благополучие на угнетении миллионов людей. При всей консервативности и обреченности попыток крестьянской патриархальной массы остановить развитие капитализма, глубоко справедливым был се протест против капиталистического хищничества. И хотя Тихон еще по согласен с «затеями» революционеров, хотя оп еще далек от коллективизма передовых рабочих, хотя ему пока присуща психология «единоличника» («Работай каждый на себя, тогда ничего не будет, никакого зла») и присуще стремление к «упрощению» жизни («Все человечьи муки от малости») — позиция соглядатая, свидетеля на суде истории все больше заменяется у пего позицией обвинителя и судьи. Мог ли думать Лев Толстой, обсуждая с М. Горьким замысел его будущего произведения, что в этом произведении, которое станет ярким свидетельством непреходящего значения великой школы толстовского реализма, будет, помимо всего прочего, показан конец «толстовщины», конец самой почвы, рождавшей такие учения?

Сосредоточив в «Деле Артамоновых» внимание на упадке и гибели «дела», М. Горький дал лишь в отдельных эпизодах изображение всего того, что стало причиной этой гибели. Он даже сократил многое уже написанное и закрепленное в ранних редакциях повести, но уводившее в сторону от главной темы. Представление о скомканности ее заключительной части, возможно, не возникало бы, если бы речь здесь шла не только о судьбах Якова и Мирона, но и о совсем другой судьбе единственного представителя артамоновской семьи, вырвавшегося из процессараспада и вырождения: Ильи-младшего.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Роман повесть Дело Артамоновых
    «Дело Артамоновых», как и другие эпические полотна М. Горького, именуется в печати то «повестью», то «романом». Сам писатель называл все эти произведения, от «Фомы Гордеова» до четырехтомной «Жизни Клима Самгина», повестями. Он исходил не из объема этих...смотреть целиком
  2. «Мы тут как в плену»
    В двадцатые. годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один из лучших романов писателя “Дело Артамоновых”. В нем Алексей Максимович воскрешает годы своей молодости. Но это не было уходом от проблем настоящего. Для писателя...смотреть целиком
  3. Смысл истории трех поколений русской семьи в повести М. Горького "Дело Артамоновых"
    Повесть “Дело Артамоновых” — это как бы история жизни трех поколений знакомой М. Горькому купеческой семьи. Ничего не скрывая, с ясностью и глубиной исторического мышления автор рассмотрел Артамоновых как представителей класса, их от ношение к “делу”,...смотреть целиком
  4. Мы тут как в плену (по роману "Дело Артамоновых")  Новое!
    Фабрика это не хлеб сеять, не картошку садить. Это задаҹа. М. Горький В двадцатые. годы Алексей Максимовиҹ Горький интенсивно работает. В этот период создан один из луҹших романов писателя Дело Артамоновых. В нем Алексей...смотреть целиком
  5. "Сын растет быстро, но как то в сторону" (по роману "Дело Артамоновых")
    Цело, как плесень в погребе,— своей силой растет. М. Горький Алексей Максимович Горький в романе “Дело Артамоновых” показал нарастание демократического движения в России. На примере семьи Артамоновых писатель показал, как в недрах...смотреть целиком