Введение
«Старуха Изергиль» Максима Горького заставляет поверить в существование сказки, в нечто необычное,
необузданное, неизученное. Мы попадаем в мир песен, тихого моря, в мир неизбежной красоты и приятного
спокойствия. Нечто неописуемое происходит с воображением, оно начинает чувствовать малейшие перемены
природы, старается уловить мягкий шепот волн.
Пейзажу предается очень большое значение. Его описание не поддается никакому анализу, невозможно
представить себе эти поэтичные рассказы старухи без красивой природы. Тут Горький наиболее ярко показывает
свой талант писателя.
Часть 1. Вступление
С помощью вступления создается романтический настрой. Мы видим мужчин, женщин, счастье, песни и
безмятежное веселье: «Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми
кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими
глазами, тоже бронзовые». Невольно хочется приблизиться к этим людям, испытать те яркие, наполненные весельем
моменты, в которых нет ни капельки грусти. Тут тысячи светящихся цветов ночи сливаются в певучий голос старухи,
некогда красивой и молодой девушки.
Горький создает атмосферу, в которой и развивается действие: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда
он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические
гривы…это делало женщин странными и сказочными».
Описание природы является неотъемлемой частью рассказов Изергиль: «Воздух был пропитан острым
запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу
бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок: тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-
голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые». Небо, пропитанное пастельными тонами,
пушистые и жесткие облака, появляющаяся луна — все располагало к разговору о старом, прожитом, чудесном,
давно забытом. Разговор получался незатейливым, простым, а в это время «луна взошла, ее диск был велик,
кроваво-красен».
Часть 2. Рассказ о непокорном Ларре
Рассказ о Ларре воспринимается как должное среди этой неописуемой красоты.
В «Старухе Изергиль» автор мастерски повествует о чрезмерной гордости и независимости, которая ничего
хорошего не приносит ни Ларре, ни людям вокруг него. А читатель все еще находится под впечатлением от пейзажа,
от теплого моря, от влажного соленого воздуха.
В произведении Максим Горький создает как бы двоемирие. В первом мире мы бываем, когда Изергиль и
слушатель ее рассказов ведут разговор, а во второй отправляемся, когда старушка скрипучим голосом
рассказывает о молодых людях, покорявших мир в старые времена.
Изредка, чтобы читатель не потерял в своем воображении яркую картинку теплого вечера, автор отрывается
от рассказа старухи «…задумчивый, мятежный шум был славной второй рассказу о мятежной жизни. Все мягче
становилась ночь, и все больше разрождалось в ней голубого сияния луны…». Слова Изергиль текут все
непринужденней, все прямей и аккуратней. Можно провести параллель между Изергиль и пейзажем. Они безупречно
дополняют друг друга, сходятся в спокойствии, во взрывах эмоций. Тут природа тоже имеет душу. И ни на шаг не
покидает старуху и верного слушателя.
Часть 3. Легенда о Данко
Третья часть нам повествует о потрясающей легенде о славном Данко, который помог людям обрести свет, но
которого так и не отблагодарили. Автор включил в этот рассказ самостоятельный пейзаж. Он сделал это умышленно,
ведь необходимо было создать соответствующее настроение: «Там были болота и тьма, потому что лес был старый,
и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба». В этом мире и жили «одни люди», интересно
изменяется тут природа. От дремучих зарослей до солнечного света: «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей
было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их…». От этой безысходности люди лечились думами,
которые еще больше раздражали их. Молодой, отважный, сильный человек решил отвести их к свету: «Все гуще
становился лес, все меньше было сил! И вот стали ропать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный,
повел их куда-то». Горький нагнетает обстановку с помощью пейзажа, с помощью грозы, темноты, непроглядного
леса. Этот «трудный путь» должен был закончиться. С помощью описания природы можно было ощутить, как
приближается конец страшного мира и вечной темноты. Данко был уверен в своих силах и позвал людей: «Они
бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами… И вот вдруг лес
расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море
солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем». Данко умер, не оставив и следа, а автор мастерски вернул
читателя в первый мир, где «дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль, засыпавшей все
крепче».
В своем произведении Горький использовал пейзаж для создания настроения читателя, для нагнетания и
усугубления обстановки или для уравновешивания создавшейся ситуации. Максим Горький — настоящий
профессионал в своем деле.

Похожие сочинения

  1. Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль"
    Произведение М.Горького «Старуха Изергиль состоит из трех частей»: сказки о Ларре, истории о Данко, рассказе о жизни самой Изергиль. Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю в Бесарабии. …Молдаване закончили сбор...смотреть целиком
  2. Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»
    Одним из наиболее ярких ранних произведений Горького, в котором он также переосмысливает традиционные представления о добре и зле, красоте и силе, но в несколько другом аспекте, является рассказ «Старуха Изергиль». Этот рассказ состоит из трех частей:...смотреть целиком
  3. РОЛЬ КОМПОЗИЦИИ В РАСКРЫТИИ ОСНОВНОЙ ИДЕИ РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
    Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романти¬ческим произведениям А. М. Горького. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после вни¬мательного изучения...смотреть целиком
  4. Герои ранней романтической прозы М.Горького
    Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы». Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше,...смотреть целиком
  5. Сила и слабость человека в понимании М. Горького
    Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый...смотреть целиком
  6. Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького
    Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник, черной молнии подобный”....смотреть целиком
  7. Главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»
    Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа — старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической...смотреть целиком