Два важнейших общественно-политических события первой четверти XIX в. определили направление и характер творчества Грибоедова — Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов. Вся обстановка общенационального подъема, великое движение народа, вставшего на защиту своего Отечества, не могли не взволновать будущего драматурга, предопределив формирование и развитие его вольнолюбивых настроений.

Грибоедов был близок с многими декабристами, хотя, по-видимому, и не являлся формально членом тайного общества. Вопрос об отношении Грибоедова к декабристскому движению до сих пор является дискуссионным. Убедительным можно считать мнение В. Н. Орлова, что Грибоедов по всему складу своего критического и государственного ума, с точки зрения реального политика, раньше других со всей остротой ощутил слабость дворянских революционеров. Всецело разделяя их идеи, он тем не менее сомневался в успехе военного заговора, осуществляемого без поддержки широких народных масс и тем самым обреченного на неуспех. Поэтому фраза, которая традиционно приписывается Грибоедову: «100 человек прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России», имела отношение не к основным принципам декабристов, а к их тактике.

В раннем творчестве Грибоедов выступает как автор комедий, написанных преимущественно в соавторстве с П. Я Катениным («Студент», 1817), с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким («Своя семья, или Замужняя невеста», 1818) и др. Ему одному принадлежит комедия «Молодые супруги» (1814). При всей идейно-художественной незрелости ранних комедий Грибоедова в них можно заметить разоблачение жестокости, скупости и праздности крепостников, остроумную критику сентименталистов («Студент»), реалистические зарисовки быта, живые, естественные монологи («Своя семья, или Замужняя невеста»). Так постепенно накапливался творческий опыт, который пригодился Грибоедову при создании «Горя от ума».

Похожие сочинения

  1. Творчество Грибоедова в развитие русской комедии
    Русская комедия 1815—1820 гг. развивалась главным образом в трех направлениях. Одним из них была старая традиционная классицистическая комедия, ставившая своей целью исправление нравов путем изображения наказанного порока и торжествующей добродетели....смотреть целиком
  2. Значение женских образов в комедии Грибоедова
    Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие старые принципы жизни. Вторые стремились к изменениям...смотреть целиком
  3. Политические Взгляды и настроения Грибоедова
    И в Петербурге, и в Москве Грибоедов наблюдал те противоречия между двумя складывавшимися в дворянском обществе — прогрессивным и реакционным — лагерями, столкновение которых легло позднее в основу исторического и политического содержания «Горя от ума»....смотреть целиком
  4. БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ
    А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа....смотреть целиком
  5. МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ГРИБОЕДОВА И А. С. ПУШКИНА
    Александр Грибоедов так же, как и Пушкин, родился и вырос в Москве. В комедии "Горе от ума" Грибоедов отразил быт и нравы московского барства, которое хорошо изучил, вращаясь в этих кругах. Еще в давние времена народ говорил о Москве, что...смотреть целиком
  6. Александр Сергеевич Грибоедов
    В истории литературы встречаются "авторы одного произведения". Классический пример такого писателя - Грибоедов. Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество языков, был...смотреть целиком
  7. Антитеза
    Термин "антитеза" произошел от греческого слова и означает - противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез...смотреть целиком