Два важнейших общественно-политических события первой четверти XIX в. определили направление и характер творчества Грибоедова — Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов. Вся обстановка общенационального подъема, великое движение народа, вставшего на защиту своего Отечества, не могли не взволновать будущего драматурга, предопределив формирование и развитие его вольнолюбивых настроений.

Грибоедов был близок с многими декабристами, хотя, по-видимому, и не являлся формально членом тайного общества. Вопрос об отношении Грибоедова к декабристскому движению до сих пор является дискуссионным. Убедительным можно считать мнение В. Н. Орлова, что Грибоедов по всему складу своего критического и государственного ума, с точки зрения реального политика, раньше других со всей остротой ощутил слабость дворянских революционеров. Всецело разделяя их идеи, он тем не менее сомневался в успехе военного заговора, осуществляемого без поддержки широких народных масс и тем самым обреченного на неуспех. Поэтому фраза, которая традиционно приписывается Грибоедову: «100 человек прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России», имела отношение не к основным принципам декабристов, а к их тактике.

В раннем творчестве Грибоедов выступает как автор комедий, написанных преимущественно в соавторстве с П. Я Катениным («Студент», 1817), с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким («Своя семья, или Замужняя невеста», 1818) и др. Ему одному принадлежит комедия «Молодые супруги» (1814). При всей идейно-художественной незрелости ранних комедий Грибоедова в них можно заметить разоблачение жестокости, скупости и праздности крепостников, остроумную критику сентименталистов («Студент»), реалистические зарисовки быта, живые, естественные монологи («Своя семья, или Замужняя невеста»). Так постепенно накапливался творческий опыт, который пригодился Грибоедову при создании «Горя от ума».