Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие старые принципы жизни. Вторые стремились к изменениям в стране. Этот конфликт нашел отражение в пьесе «Горе от ума». Принадлежность к какому-либо лагерю стала одним из принципов организации системы образов, в том числе и женских.

К «веку минувшему» относятся все гостьи на вечере у Фамусова.
Прежде всего это типичная русская барыня екатерининского времени Хлестова. В ее репликах можно обнаружить многие идеи, свойственные «всем московским». Свояченица Фамусова «от скуки взяла с собой арапку-девку». Старуха говорит о ней не как о человеке, а как о вещи, полученной в подарок. Вторит Фамусову Хлестова, рассуждая об образовании:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.

В унисон процитированным звучат слова другой представительницы старшего поколения, княгини .Тугоуховской, вспоминающей профессоров Петербургского педагогического института, которые «упражняются в расколах и в безверьи», и своего племянника, князя Федора, учившегося у них.

Еще одна колоритная представительница старой московской знати — это графиня бабушка Хрюмина. Она так стара, что уже не может быть идеологом своего века. Единственное разумное замечание, которое мы услышим от нее: «Когда-нибудь я с бала да в могилу». Это отголосок философии хозяина дома, чья жизнь состоит из обеда, погребенья и крестин: существование графини — это бал, заканчивающийся смертью. Остальные же реплики Хрюминой служат для усиления комизма пьесы.
Моложе трех описанных почтенных барынь Наталья Дмитриевна, но она готовится повторить их своими манерами и пристрастиями. Так же как и княгиня, у которой муж на посылках, Горич распоряжается своим супругом. Ее фраза «Мой муж — прелестный муж...» перекликается со словами Молчалина, сказанными Хлестовой: «Ваш шпиц — прелестный шпиц...» Тем самым когда-то деятельный Платон Михайлович уподобляется декоративной собачке.

Замужняя Наталья Дмитриевна по своим интересам, однако, близка и к молодым княжнам Тугоуховским, вместе с которыми она с удовольствием обсуждает наряды. В том числе и об этих барышнях были сказаны слова Фамусова: «Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой...» Еще одна девушка, которая, как и княжны, ищет жениха, — графиня-внучка. Все московские невесты — те самые «девицы», любящие военных, отличающиеся благонравием и патриотизмом, о которых говорит Фамусов в монологе о Москве. Но в то же время именно княжны произносят так возмутившие Чацкого слова: «Ах! Франция! Нет в мире лучше края!» Преклонение всех женщин, кроме Хлестовой, перед иностранным проявляется и в изобилии галлицизмов в их речи.
Идеолог «века минувшего» дает характеристику не только молодежи; он не забывает дам, которые «судьи всему, везде, над ними нет судей». Это, конечно, о Хлестовой, наверное, о Хрюминой. Но в своем монологе Павел Афанасьевич упоминает других:

Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

О последних двух в комедии выскажутся еще Чацкий и Молчалин. Первый посмеется над традиционной любовью ко всему французскому княгини Пульхерии Андревны, второй расскажет нам о необыкновенной влиятельности Татьяны Юрьевны. Это черты неиндивидуальные. Они присущи каждой из перечисленных дам, а вероятно, и загадочной Марье Алексееве, мнения которой так боится Фамусов.

Из всех героев «Горя от ума», принадлежащих к фамусовскому лагерю, только Скалозуб пока более или менее независим от женщин. Свободны от их влияния и представители «века нынешнего». Все остальные боятся дамского суда.

Женские образы, встречающиеся в произведении, либо служат для усиления комизма (это и тетушка Софьи, у которой из дому сбежал «молодой француз», и княгиня Ласова, ищущая мужа, и мать Чацкого, Анна Алексеевна, которая «с ума сходила восемь раз»), либо как-то связаны с действующими лицами (Прасковья Федоровна и вдова докторша упоминаются в календаре Фамусова. Настасья Николаевна — родственница Скалозуба, дочь барона фон Клоца — жена Ре-петилова). Все эти внесценические персонажи помогают раскрыть характеры действующих лиц.

Отдельно надо говорить о Софье Павловне и служанке Лизе. Эти героини включены в любовную интригу. Поэтому многое в них обусловлено традициями трактовки комедийных образов. Но в то же время обе героини — индивидуальности, не укладывающиеся в классические рамки.

В соответствии с системой ампира Софья должна бы быть идеальной героиней. Но в «Горе от ума» этот образ неоднозначен. С одной стороны, дочь Фамусова была воспитана своим отцом, мадам Розье, дешевыми учителями — «побродягами», сентиментальными французскими романами. В словах и поведении девушки проглядывает мечта о «муже-слуге». Но с другой, Софья предпочитает бедного Молчалина богатому Скалозубу, не преклоняется перед чинами, способна на глубокое чувство, может сказать: «Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!» Гончаров И. А. видел в дочери Фамусова «задатки недюжинной натуры». Действительно, только она способна понимать Чацкого и на равных отвечать ему, мстить, распустив сплетню о его сумасшествии; только ее речь можно сопоставить с языком Чацкого. Любовь Софьи к Молчали-ну —это вызов воспитавшему ее обществу.

Не укладывается в рамки образа субретки и Лиза. Конечно, она сообразительна и хитра. Благодаря этим двум ее качествам Фамусов не застает Молчалина в комнате Софьи. Она смелая и готова возразить господину. «Позвольте мне, сударь...» — начинает она, когда Павел Афанасьевич говорит о своем «монашеском» поведении. Веселость служанки отмечают Молчалин и хозяин дома. Лиза входит в два дополнительных к основному любовных треугольника. Она же играет роль второго (после Чацкого) резонера, давая характеристику Фамусову, Скалозубу, Чацкому, обобщая идеи московского общества («...Грех не беда, молва не хороша»), высказывая мысли Грибоедова:
...Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Похожие сочинения

  1. Грибоедовская Москва
    Для многих русских писателей и поэтов Москва была почти святыней, Отчизной. Грибоедов тоже любил Москву, так как родился, вырос здесь, окончил Московский университет. Но Грибоедовская Москва кардинально отличалась от того города, в котором живем мы (то...смотреть целиком
  2. Антитеза
    Термин "антитеза" произошел от греческого слова и означает - противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез...смотреть целиком
  3. Современное прочтение Грибоедова
    Александр Сергеевич Грибоедов является автором замечательной реалистической комедии «Горе от ума». Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова, он сумел создать русскую политическую комедию на бытовом материале, с широким изображением современных...смотреть целиком
  4. Новаторство Грибоедова
    Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами,...смотреть целиком
  5. Ранняя драматургия Грибоедова  Новое!
    Написанные Грибоедов в 1814-1817 гг. пьесы «Молодые супруги» и «Притворная неверность» (в содружестве с А. А. Жандром) - типичный образчик традиционной светской комедии. «Притворная неверность» (вольный перевод одноактной комедии французского драматурга...смотреть целиком
  6. Молодое поколение на рубеже двух веков в комедии Грибоедова  Новое!
    Вся комедия есть комедия о хамстве, к которому равнодушного или даже несколько более спокойного отношения незаконно и требовать от такой возвышенной натуры, какова натура Чацкого. Вот я перехожу теперь ко второму своему положению - к тому, что...смотреть целиком
  7. Литературно эстетические позиции Грибоедова
    Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, Александр Сергеевич Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлениям русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», жемчужиной русской сцены, Грибоедов...смотреть целиком