Страница: 1  [ 2 ]  3  

годы М.Е.Салтыков-Щедрин вновь выведет Молчалина на сцену в очерке \"Господа Молчалины\". Социально ориентированный художник неслучайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества В очерке
Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившийся \"степеней известных\" .

Он укоренился к русской жизни и прошел по ней , достигнув в конце пути желанных вершин.

Щедрин \"по достоинству\" оценил молчалиных и мрачную роль, сыграннуюими в обществе. По его словам, именно молчалины являются создателями тех сумерек, благодаря которым \"настоящий заправский человек не может сделать и шага, не раскроив себе лба\". Вкрадчивые Молчалины заняли место бескомпромиссных чацких... каждый сделал свой выбор Историческое значение образа Чацкого Чацкий - новый тип человека, действующий в истории русского общего: общества. Главная его идея - гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям.

Самое ненавистное для него - рабство во всех его проявлениях, самое желанное - свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке.Мы понимаем,что столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщийхарактер. Свобода во всем должна придти на смену иерархической упорядоченности прежней жизни. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов,результатом которых оказывается его \"связь с министрами\", о которой упоминает Молчалин Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не состоялись.

Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за лицу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации. Его ничто больше не связывает с родными пенатами , вероятно, он не приехал бы вовсе, если бы не Софья.

Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная. После скандала в доме Фамусова , Чацкий вряд ли еще когда-нибудь появится в России.

Он только укрепился в выборе, который совершил давно: жить подобной жизнью - невозможно.

И вот та родина... нет в нынешний приезд Я вижу, что она мне скоро надоест.

Он в глазах общества, которое живет по старинке и очень этим довольно, - опасный человек, \"карбонарий\", нарушающий гармонию их существования.

Грибоедов первым в русской литературе Х1Х века показал \"лишнегочеловека\" (термин А.И.Герцена), механизм его появления в обществе.

Чацкий - первый в этом ряду. За ним - Онегин, Печорин, Бельтов, Базаров.

Можно представить себе дальнейшую судьбу такого героя вобществе. Наиболее вероятны для него два пути: революционный и обывательский. Вспомним, что действие пьесы происходит примерно в 20 -е годы прошлого века, когда в России сформировалось общественное движение, получившее впоследствии название декабризма. Это было общество с определенной социально-политической программой, которая должна была решить главный вопрос дня - освобождение крестьян от крепостной зависимости и ограничение самодержавной власти. В сознании декабристов это был вопрос, требующий безотлагательного решения - без искоренения рабства во всех его проявлениях невозможно было движение вперед. Но декабристов постигла неудача. После Декабря в России наступило тридцатилетнее \"затмение\" - Николай 1, ставший императором после смерти брата, установил режим жесткой авторитарной власти. \"Первые годы, следовавшие за 1825, были ужасающие. Только лет через 10 общество могло очнуться в атмосфере порабощения и преследования. Им овладела глубокая безнадежность, общий упадок сил, - так писал об этом А.И.Герцен.

Чацкий мог быть среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскуюплощадь, и тогда жизнь его была бы предрешена на 30 лет вперед:

принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смертиНиколая 1 в 1856 году.

Но могло быть и другое - непреодолимое отвращение к \"мерзостям\"русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Родины. И тогда - тоска отчаянье е лчность и, что самоестрашное для такого героя - борца и энтузиаста, вынужненная праздность и бездеятельность.

Образ Софьи Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,
- это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку...\" В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Онпредставил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго \"не везло\" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: \" Софья начертана неясно\". И только Гончаров в \"мильонетерзаний\" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья - лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а несоциальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет еестрасти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В
лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранникникогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайнымлюдям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: \"Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?\" Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: \"Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?\" Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей \"ухаживания\" Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца , бездушного карьериста Молчалина, но и совершила Герой времени в \"Горе от ума\"

I. Проблема \"героя времени\" в русской классике, возникающая на разных этапах общественно-исторического развития. Отражение в пьесе основного конфликта эпохи: противопоставление \"веканынешнего\" \"веку минувшему\". Появление в эпоху подготовки декабрьского восстания нового типа личности, выразителяпрогрессивных идей времени. В пьесе итог новый тип личности воплощен в образе Чацкого.
II. Чацкий - выразитель идей \"века нынешнего\". Анализ монологов
Чацкого и его споров с представителями фамусовской Москвы.

Противопоставленность героя остальному обществу по всем важнейшим общественно-политическим и нравственным вопросам того времени:

а) отношение к крепостному праву: воспоминание Чацкого о крепостном театре, о \"Несторе негодяев знатных\", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак;
б) отношение к образованию: Чацкий наделен \"ждущим познаний\"
умом, \"славно пишет, переводит\", отличается свободомыслием,
недаром Фамусов считает, что \"сумасшедшим\" Чацкого сделала его
\"умность\", то есть глубокие знания и свободное мышление; он же называет Чацкого за вольнодумие \"карбонарием\";
в) отношение к общественному мнению:

Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?
г) отношение к чинопочитанию и подхалимству:

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели;
д) отношение к насилию иностранцев:

.


Страница: 1  [ 2 ]  3  

Похожие сочинения

  1. Александр Сергеевич Грибоедов
    В истории литературы встречаются "авторы одного произведения". Классический пример такого писателя - Грибоедов. Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество языков, был...смотреть целиком
  2. Персонажи в комедии «Горе от ума»
    “Горе от ума” – это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас,...смотреть целиком
  3. Ранняя драматургия Грибоедова  Новое!
    Написанные Грибоедов в 1814-1817 гг. пьесы «Молодые супруги» и «Притворная неверность» (в содружестве с А. А. Жандром) - типичный образчик традиционной светской комедии. «Притворная неверность» (вольный перевод одноактной комедии французского драматурга...смотреть целиком
  4. Значение женских образов в комедии Грибоедова
    Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие старые принципы жизни. Вторые стремились к изменениям...смотреть целиком
  5. Судьба умного человека в России (по творчеству А С Грибоедова)
    Современники Грибоедова, отмечая главные качества его натуры, называли «светлый ум, страстную любовь к отечеству и огромное дарование». «Он был очень умен», - вспоминал о Грибоедове П.А. Вяземский. «Это один из самых умных людей в России», - отзывался...смотреть целиком
  6. Новая драматургия Грибоедова в драме о 1812 года  Новое!
    Противоречия новой драматургии Грибоедова особенно явственно выступили в драме о 1812 г. Ее реалистическое и политическое содержание сочеталось со сценами фантасмагорических видений, которые нарушали общий характер пьесы. В чем же тут дело? Ведь и Пушкин...смотреть целиком
  7. Драматургическое мастерство Грибоедова  Новое!
    А. С. Грибоедов разработал целую систему драматургических приемов, которые были призваны создать в пределах художественной сценичности иллюзию живой действительности. После стремительно легкого развития действия в первых сценах, когда быстро выясняется,...смотреть целиком