Страница: [ 1 ]  2  3  

- \"французской заразы\". Он мог давать обещания на Европейском сейме,
но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

Комедия \"Горе от ума\" построена так, что о \"веке нынешнем\", об идеях социально - политических преобразований о новой морали и стремлении к духовной и политической свободе на сцене говорит лишь Чацкий. Он - тот \"новый человек\", который несет в себе \"дух времени\", идею жизни, цель которой - свобода. Но Чацкий на три важнейших года исчезает из российской действительности. За эти три года утихло послевоенное ликование, поэзия ратных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам: карьера, протекции, доходы и т.п. Воротившись в Россию и попав \"с корабля на бал\", Чацкий так до конца и не разобрался, что в
Москве жизнь вошла в прежние довоенные \"берега\", что москвичи этим довольны и лишь он находится в плену прежних иллюзий близких и реальных перемен. В образе Чацкого ограждены черты декабриста эпохи 1816 -18 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии событий Чацкий, \"обливаясь слезами\", расстался с Софьей и отправился в Петербург. Пологому же и оборвалась блестяще начатая карьера: \"Служить бы рад, прислуживаться тошно\". В этой формулировке Чацкого важны и значимы обе части: он рад бы служить, он жаждет этого. Но Государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. И Чацкийоставляет столицу. Он пытается служить Отечеству иначе: \"славно пишет, переводит\". Неслучайны эти слова Фамусова, ведь не водевили же будет писать и переводить пылкий Чацкий, мечтающий об общественном служении! Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах - как неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними.

Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи. Так, несколько раз скажет Чацкий о жизни в деревне как о более нравственной. И речь здесь не о возвращении к природе (проповедь Руссо), но о моральном долге помещика по отношению к крепостным (вспомните, кстати, что этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда \"чин следовал ему\").

Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: \"Забрать все книги бы да сжечь!\" Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент - проповедь свободы. Вот почему так негодует свет. И такие намеки рассыпаны по всему т

Похожие сочинения

  1. Александр Сергеевич Грибоедов
    В истории литературы встречаются "авторы одного произведения". Классический пример такого писателя - Грибоедов. Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество языков, был...смотреть целиком
  2. Персонажи в комедии «Горе от ума»
    “Горе от ума” – это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас,...смотреть целиком
  3. Ранняя драматургия Грибоедова  Новое!
    Написанные Грибоедов в 1814-1817 гг. пьесы «Молодые супруги» и «Притворная неверность» (в содружестве с А. А. Жандром) - типичный образчик традиционной светской комедии. «Притворная неверность» (вольный перевод одноактной комедии французского драматурга...смотреть целиком
  4. Значение женских образов в комедии Грибоедова
    Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие старые принципы жизни. Вторые стремились к изменениям...смотреть целиком
  5. Судьба умного человека в России (по творчеству А С Грибоедова)
    Современники Грибоедова, отмечая главные качества его натуры, называли «светлый ум, страстную любовь к отечеству и огромное дарование». «Он был очень умен», - вспоминал о Грибоедове П.А. Вяземский. «Это один из самых умных людей в России», - отзывался...смотреть целиком
  6. Новая драматургия Грибоедова в драме о 1812 года  Новое!
    Противоречия новой драматургии Грибоедова особенно явственно выступили в драме о 1812 г. Ее реалистическое и политическое содержание сочеталось со сценами фантасмагорических видений, которые нарушали общий характер пьесы. В чем же тут дело? Ведь и Пушкин...смотреть целиком
  7. Драматургическое мастерство Грибоедова  Новое!
    А. С. Грибоедов разработал целую систему драматургических приемов, которые были призваны создать в пределах художественной сценичности иллюзию живой действительности. После стремительно легкого развития действия в первых сценах, когда быстро выясняется,...смотреть целиком