1. Наслаждение стариной — черта просвещенного и чувствительного человека. «Исторические» декорации в повести «Бедная Лиза». Рассказчик в равной мере меланхолически наслаждается заброшенным монастырем (исторические воспоминания), пейзажем и рассказом о героях. Ср. сходные историко-меланхолические ноты в повестях «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена».

2. Идеализация старины (естественность) и критика современности. Ее издержки (книжная мечтательность Эраста, губящая Лизу). Ироническая идеализация «тех времен, когда русские были русскими» в повести «Наталья, боярская дочь». Принципиальное различие прошлого и настоящего.

3. Сомнительность прогресса. Настоящее как повторение прошлого. Сизиф — символ человечества («Мелодор к Филалету»). Возражения Филалета. Примеры прошлого говорят о трагизме человеческого существования и предостерегают как от наивного оптимизма, так и от отчаяния, если история вновь идет «не тем путем ».

4. Необходимость исторического знания для гражданина (одушевление великими примерами), философа и практического политика (соизмерение утопических проектов и данности, укорененной в традиции).

5. Конфликт повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Ограниченность правды Марфы, ее увлеченность страстью не отменяют авторского сочувствия. Историческая правота Иоанна не гарантирует дальнейшего бесконфликтного исторического развития (клятва Иоанна и примечание Карамзина о конце династии Рюриковичей). Цена исторической необходимости.

6. «История государства Российского» — закономерный итог творческого пути Карамзина. «Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье». Необходимость нравственной оценки исторического лица (Иоанн Грозный). История как свидетельство о слабости и силе человека. Политика как продолжение истории.

Похожие сочинения

  1. Творчество Карамзина – художественный анализ
    В художественных произведениях Карамзина с особой полнотой и законченностью выявились характерные черты русского сентиментализма. Наиболее популярной из повестей Карамзина являлась повесть «Бедная Лиза» (1792). Она имела огромный успех у читателей....смотреть целиком
  2. "Счастье есть дело судьбы, ума и характера"
    «Счастье есть дело судьбы, ума и характера». Н.М.Карамзин. (По одному из произведений русской литературы.) Откуда берётся счастье? Ангелы ли его приносят с небес, на земле ли оно рождается, в душе ли человеческой? Или счастье есть во всём что...смотреть целиком
  3. Творческие особенности сентиментализма в лирике Карамзина  Новое!
    «Меланхолия. (Подражание Делилю)» (1800) -стало программным для сентименталистов. В нем описывается то состояние души, в котором человек может найти прибежище от бед и волнений, вызываемых противоречиями окружающей жизни. Это - меланхолия, особое душевное...смотреть целиком
  4. Готическая литература, роман, новелла
    С конца XVIII века жанровые признаки новеллы проявляются в ином, отличном от авантюрной прозы, типе повествования. Это — готическая литература, или литература ужасов. В Россию она проникает с романами А. Радклиф, М. Гр. Льюиса, находит здесь многочисленных...смотреть целиком
  5. Новаторство художественной прозы Н. М. Карамзина  Новое!
    Писателем-новатором, разрабатывавшим новое в европейской литера­туре направление, Н. М. Карамзин проявил себя еще в художественно-публицистическом сочинении «Письма русского путешественника», вставшем вровень с главным произведением английского сентиментализ­ма...смотреть целиком
  6. Н. М. Карамзин и русский сентиментализм
    В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события — крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение снизу — таковы были реальности,...смотреть целиком