Басня, как сказка, нарушает логические от­ношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы че­ловеческих отношений и быта.

Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий (крестьянин, сапожник, ловчий, повар), действу­ют животные, которые, как в народной сказке, наделены заведомо известным характером: Лисица — воплощение хитрости и коварст­ва («Ворона и Лисица»), Осел — глупости и упрямства («Осел и Со­ловей»), Муравей — трудолюбия («Стрекоза и Муравей»), Волк — кровожадности и злости, а Овца — безответная жертва («Волк и Ягненок», «Волк на псарне»). «Героями» басен могут быть также растения («Свинья под дубом»), предметы крестьянского быта («Две бочки», «Крестьянин и Топор») и даже реки, тучи, камни («Ручей и Река», «Туча», «Булыжник и Алмаз»),
Обычно герои басен Крылова представляют собой пару и даны по принципу антитезы: сила — бессилие («Волк и Ягненок»), глу­пость — ум, хитрость («Ворона и Лисица»). Часто такая антитеза дает название басне.

Автор всегда присутствует в басне, даже не являясь ее героем, (Например, в полемических баснях Крылов часто самого себя выво­дит под маской Соловья («Осел и Соловей»)). Автор — это и рассказ­чик, и умудренный опытом, немного лукавый человек, дающий свою оценку изображенному. При этом мнение Крылова-баснописца всегда соответствует многовековой мудрости, выработанной народом, а мораль басни вытекает из самой жизни. Именно поэтому Крылов воспринимался уже его современниками как во­площение национального русского духа, а его басни стали подлин­но народными произведениями.

Похожие сочинения

  1. Анализ Басен Крылова И.А. (проблематика, художественное своеобразие)
    Всем известная басня “Кукушка и Петух” написана Крыловым по конкретному поводу. Ее публикация в сборнике сопровождалась иллюстрацией, где в карикатурном виде изображались писатели Ф. Булгарин и Н. Греч, до неприличия расхваливающие друг друга в печати....смотреть целиком
  2. О баснях И. А. Крылова
    И. А. Крылов — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Мне кажется, именно этого добивался...смотреть целиком
  3. Образы животных в баснях И. А. Крылова
    Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные...смотреть целиком
  4. Чем же так привлекают к себе читателей басни Крылова
    Басня — это короткий рассказ, в котором заключен иносказательный смысл. Иносказание, аллегория появляются, когда отвлеченную мысль, понятие писатель заменяет изображением конкретного предмета, живого существа или явления реальной жизни. Действуют в баснях...смотреть целиком
  5. Первые произведения Крылова
    Еще в Твери Крылов начал создавать свои первые литературные произведения, стал мечтать о том, чтобы стать писателем-профессионалом. Попытаемся представить, какие обстоятельства вызвали в нем эти стремления… Бывая в дворянских домах, юноша встречался...смотреть целиком
  6. Басни И. А. Крылова. Русский ациональный колорит басен
    Басни Крылова стали принципиально новым явлением по отношению к разновидностям этого жанра, утвердившимся в русской литературе XVIII века, — классицистической и сентимента-листской басням. Первая была создана А. П. Сумароковым и В. И. Майковым. Она характеризуется...смотреть целиком
  7. Первое художественное произведение Крылова
    Первым его художественным произведением, написанным еще в Твери, была басня, «переведенная» им из Лафонтена. Фактически же — сочиненная заново. С баснями Лафонтена юный стихотворец познакомился скорее всего па уроках французского языка, но что побудило...смотреть целиком