Басня, как сказка, нарушает логические от­ношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы че­ловеческих отношений и быта.

Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий (крестьянин, сапожник, ловчий, повар), действу­ют животные, которые, как в народной сказке, наделены заведомо известным характером: Лисица — воплощение хитрости и коварст­ва («Ворона и Лисица»), Осел — глупости и упрямства («Осел и Со­ловей»), Муравей — трудолюбия («Стрекоза и Муравей»), Волк — кровожадности и злости, а Овца — безответная жертва («Волк и Ягненок», «Волк на псарне»). «Героями» басен могут быть также растения («Свинья под дубом»), предметы крестьянского быта («Две бочки», «Крестьянин и Топор») и даже реки, тучи, камни («Ручей и Река», «Туча», «Булыжник и Алмаз»),
Обычно герои басен Крылова представляют собой пару и даны по принципу антитезы: сила — бессилие («Волк и Ягненок»), глу­пость — ум, хитрость («Ворона и Лисица»). Часто такая антитеза дает название басне.

Автор всегда присутствует в басне, даже не являясь ее героем, (Например, в полемических баснях Крылов часто самого себя выво­дит под маской Соловья («Осел и Соловей»)). Автор — это и рассказ­чик, и умудренный опытом, немного лукавый человек, дающий свою оценку изображенному. При этом мнение Крылова-баснописца всегда соответствует многовековой мудрости, выработанной народом, а мораль басни вытекает из самой жизни. Именно поэтому Крылов воспринимался уже его современниками как во­площение национального русского духа, а его басни стали подлин­но народными произведениями.