Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести. Царский опричник Кирибеевич молод и красив, «буйный молодец». Полюбил он купеческую дочь Алену Дмитревну:

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебедушка;

Смотрит сладко — как голубушка;

Молвит слово — соловей поет...

Однако любовь эта была грешной перед богом и запретной перед людьми, потому что красавица была женой купца Степана Парамоновича Калашникова. Поэтому и прятал Кирибеевич свое чувство от людей, и царя обманул, не постыдившись. Только о себе умел думать молодой опричник. Как вор, повстречался он вечером на пути у Алены Дмитревны, не заботясь о ее чувствах, не думая, что может разрушить семью. Бесчестный и лицемерный, Кирибеевич, добиваясь любви, обещал ей подарки и богатство, но Алена Дмитревна, храня верность мужу и свою честь, сумела убежать. К любимому и любящему мужу и обратилась за защитой «верная жена»:

Опозорил он, осрамил меня,

Меня честную, непорочную, —

И что скажут злые соседушки,

И кому на глаза покажусь теперь?

Возмутился Степан Парамонович подлым поступком «злого опричника царского» Кирибеевича. Стремясь защитить опозоренную честь семьи, решил он биться с обидчиком: «Буду насмерть биться, до последних сил». Вступившись за честь и правду, он одержал над противником победу, наказав «бусурманского сына». Еще выше поднимает в наших глазах купца Калашникова то, что, признавшись царю в умышленном убийстве, он не стал раскрывать истинных причин, рассудив, что это дело семейное. Тем самым он не только сохранил честное имя своей жены, но и не стал унижать перед царем его любимого опричника. Гордо и с достоинством принял купец несправедливую смерть, утверждая ею победу настоящей любви и чести над подлостью и коварством.

Похожие сочинения

  1. Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова
    На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты – устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства,...смотреть целиком
  2. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
    «Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не...смотреть целиком
  3. Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
    1. Художественные средства изображения героев. 2. Героя из народа и царское приближение. 3. Значение образа царя Ивана Васильевича. Уже само название «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова...смотреть целиком
  4. Своеобразие и уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича...”
    Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию...смотреть целиком
  5. Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
    Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов,...смотреть целиком
  6. Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3)
    В художественной литературе мы часто встречаем рассказы о жестоких временах опричнины. Из истории нам известно, что опричники славились произволом и беззаконием. Простые люди боялись их, знатные люди пытались любыми способами избежать встречи с ними....смотреть целиком
  7. Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
    Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? Тучки серые разгоняючи, Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской, И бугор земли сырой тут насыпали, Напротив, Степан Калашников В этом пейзажном описании поэтически передано и величие будущего поединка, и...смотреть целиком