М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека.

Поэма «Песня про... удалого купца Калашникова» — это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену «удалого купца» Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.

В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, «честь и бесчестие».

Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.

Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о помощи:

Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.

«На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил— за святую правду-матушку».

На другой день рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться». Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага.

Отстаивая правду, честь и «закон господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:

...Я убил его вольной волею,

А за что, про что — не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать...

Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.

Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.

Добрая память о Калашникове — это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни — защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.

Похожие сочинения

  1. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
    «Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не...смотреть целиком
  2. Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Образ Кирибеевича в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - образ отрицательного героя. Кирибеевич - любимый опричник царя. Вот как описывает его в поэме М.Ю. Лермонтов: «удалой...смотреть целиком
  3. Своеобразие и уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича...”
    Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию...смотреть целиком
  4. Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
    Не полюбишься – не прогневайся». А свеча перед образом еле теплится. Философский смысл истории русского средневековья заключается прежде всего в том, что истоки русской национальности, мятежного начала и личного достоинства отнесены к тому времени,...смотреть целиком
  5. Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Первое, с чем прежде всего сталкивается исследователь,- историческая основа «Песни…». Однако история в «Песне…» художественно вымышленная. В самих этих поисках они приходят к разным выводам. Однако и здесь нечто общее: историческая действительность...смотреть целиком
  6. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова. Произвол и беззаконие...смотреть целиком
  7. Идейно-художественного смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
    И пошли дары драгоценные Не полюбишься – не прогневайся». Фольклорная основа «Песни…» выступает поэтому и как антитеза пушкинской оде, и как символическое выражение внутренней оправданности и глубины морального закона. Тем самым фольклор в «Песне…»...смотреть целиком