Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» мы встречаемся с двумя непохожими взглядами на жизнь, двумя совершенно разными людьми. Один из них — честный и достойный, удачливый купец и уважаемый соседями хозяин, работящий и верный муж Степан Парамонович Калашников. В его молодую красавицу жену Алену Дмитревну влюбился любимый царский опричник Кирибеевич. Это человек совсем иных принципов. Думая только о себе, он без всяких угрызений совести готов поломать чужую жизнь и счастье, разрушить семью и навлечь позор на голову своей любимой. Да и можно ли здесь говорить о возвышенном чувстве, если Кирибеевич, сумев подстеречь Алену Дмитревну вечером на улице, на глазах у всех болтливых соседей предлагает ей наряды и драгоценности в обмен на ее любовь?! Однако наглость и вседозволенность не сходят с рук эгоистичному ухажеру. За честь и доброе имя жены и собственной семьи вступается сам Степан Калашников. Без раздумий готов он вызвать на смертный бой обидчика, заранее зная, что в случае победы навлечет на себя гнев самого царя. Однако ничто не может остановить храброго купца, стремящегося отстоять справедливость.

Услышав имя соперника и его обвинения, задрожал Кирибеевич, побледнел, но деваться-то уже некуда: раз вышел — нужно биться. И проиграл эту битву хвастливый опричник, пораженный могучим ударом Калашникова.

Еще раз доказал купец свою честность и порядочность, признавшись разгневанному смертью любимого бойца царю, что умышленно убил Кирибеевича, однако причины не стал объяснять. Этим благородным поступком он сохранил в тайне бесчестное поведение опричника и защитил от сплетен и недомолвок доброе имя своей жены. Однако решение царя было однозначным. Гордо и достойно взошел Калашников на плаху, оставшись в памяти знавших его людей примером чести, благородства и глубокой порядочности:

Пройдет старый человек — перекрестится, пройдет молодец — приосанится, пройдет девица — пригорюнится.

Похожие сочинения

  1. Художественный анализ
    Лермонтов — певец могучего человеческого духа. Открывая книгу его поэм, мы вступаем в мир отважных людей, смелых дум и гордых душ. Читая поэмы, живем в атмосфере героизма. Один из любимых образов Лермонтова — народный певец. Древние певцы вдохновляли...смотреть целиком
  2. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
    «Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не...смотреть целиком
  3. Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова»
    Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести. Царский опричник Кирибеевич молод и красив, «буйный молодец». Полюбил он купеческую...смотреть целиком
  4. Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»
    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в «Стихотворениях М. Лермонтова», 1840 и опубликованная 30 апреля и имеет уже большую и сложную историю изучения....смотреть целиком
  5. Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова
    Образ Калашникова выписан широко, эпическими красками. Это цельная личность. В нем олицетворены лучшие стороны народного характера. Калашников не поддается личному искушению даже перед лицом смерти. Вероятно, Грозный – царь жестокий, но по-своему справедливый...смотреть целиком
  6. Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    «Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!» — звучит под сводами боярского дома пожелание благополучия. Голос гусляра звучит удивительно громко. И полилась протяжная песня, похожая на долгую дорогу гусляра от села к селу, от города к городу. Гусляров почитали...смотреть целиком
  7. Идейно-художественного смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
    И пошли дары драгоценные Не полюбишься – не прогневайся». Фольклорная основа «Песни…» выступает поэтому и как антитеза пушкинской оде, и как символическое выражение внутренней оправданности и глубины морального закона. Тем самым фольклор в «Песне…»...смотреть целиком