Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного этапа времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. Стихотворчеству он отдал в итоге всего себя без остатка, всю личную жизнь, полагая, что исключительно творчество может вознести человека над посредственностью повседневной жизни, возвысить его до безоблачных апогеев существования. Произведения Пастернака неповторимы и самобытны по форме и по содержанию. Поэт устанавливал перед самим собой задачу — поймать неуловимое и показать в стихах расположение духа, состояние его с помощью всяческих художественных средств и приемов. Окружающий мир в его замечательных стихах показывается в процессе движения, в порыве, в отсветах и своеобразных образах и персонажах.



Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу детства поэта. Его отец был известным художником, мать — одаренной пианисткой; гостями дома были Серов, Врубель, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историко-филологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге. И хотя окончательный выбор его пал на поэзию (чему, на мой взгляд, следует только радоваться), поэт на всю жизнь остается \"привязан\" к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, — то, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Что ж, значит, такой читатель стихам не нужен. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно \"конечный вывод мудрости земной\", ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы \"за кадром\".

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Основная философская проблема — проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует — и все. Без всяких \"почему\" и \"зачем\":

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она — неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве \"занятий\", о том, что \"праздность — проклятье\". Таков для Пастернака \"конечный вывод мудрости земной\".

Философия Пастернака — оптимистическая и жизнелюбивая. В настоящем мире слишком много горя и несчастья, однако, именно им дана возможность вести нас к новым вершинам осознания бытия и служить своего рода освобождающим душу катарсисом. Невозможно сказать — \"Мир прекрасен\", однако необходимо — \"Мир существует, и это прекрасно\".

Поэт утверждает, что \"чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд\". И данную тему закономерности в целом всего совершающегося в жизни Пастернак нередко применяет в собственной лирике, подтверждая то, что подлинные стихи появляются зачастую в один миг, внезапно, в этом-то и их правдивость, меткость и самобытная красота.

Следовательно, в поэзии Пастернака необходимо выделять одну из нескольких немаловажных проблем: проблему поэзии и драматической участи поэта в советской стране.