Александр Сергеевич Пушкин — прежде всего поэт-лирик. В своем творчестве он обращался к темам,
которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт
выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и
жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо
только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для
Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно
возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и
разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода
игривы.
Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть…
("Красавице, которая нюхала табак")
Так, в стихотворениях "Красавице, которая нюхала табак", "Монах", "К Наташе" все обращается в шутку, в
игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр
"легкой поэзии". Считается, что Пушкин был последователем Анакреона — греческого лирика, автора легкой и
эротической поэзии. Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики — стихах в альбом.
Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей
признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения.
…Отечество почти я ненавидел —
Но я вчера Голицыну увидел
И примирен с отечеством моим.
("В альбом Голицыной")
В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. ("О, Масон", "Как
сладостно!.. Но боги, как опасно…"). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему
впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. "Где женщина не с хладной красотой,
но с пламенной, возвышенной, живой?" Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду "Вольность". В первых же
ее строчках он изгоняет "царицу Цитеры" — богиню любви Афродиту, а "изнеженную лиру" собирается
"разбить", чтобы "воспеть свободу". В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской
лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в
прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого
настоящее уже далеко:
Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной…
Где прежний жар и слезы вдохновенья?
Придите вновь, года моей весны!
В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано
с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления,
как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим
романтическим героем. Романтический герой — это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он
изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода
трагичны:
Все кончено: меж нами связи нет…
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
("Прощанье")
Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая "утаенная любовь". "Утаенная любовь"
подходила романтическому герою соответствовала его образу. Однако, по словам М. Н. Волконской, поэт
обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он
романтик. Так, в стихотворении "Я помню чудное мгновенье…" он говорит о нежном голосе, милых чертах,
мятежном порыве. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть
"чудные мгновенья", которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких
увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время
пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы
любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви,
вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует
рассматривать как поэтический анализ его "донжуанского списка". В стихотворениях "На холмах Грузии…", "Я
вас любил…" говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В
этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной
любви, говоря: "печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…". В стихотворениях нет портрета возлюбленной.
Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не
только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. В
лирике Пушкина оживают его "любви пленительные сны". Это стихотворения — воспоминания. В стихотворении
"Я вас любил…" все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но
еще "угасло не совсем". В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в
стихотворении "На холмах Грузии…" Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о
любимой. В ней источник новых ярких переживаний. И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не
может. В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта. Любовь для Пушкина-лирика
становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской "прозы".
"Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию", — говорит
Пушкин.

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  3. Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы главная в лирике Пушкина  Новое!
    Понятие свобода нельзя определить однозначно – это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. И на разных уровнях своего развития человек по-новому определяет для себя содержание этого слова. Слово «свобода» и близкие...смотреть целиком
  4. "Союз волшебных звуков, чувств и дум".
    А.С. Пушкин - выдающийся поэт, писатель первой половины 19 века. В его стихах есть все, что должен осмыслить каждый человек. Основной род его творчества - это лирика, главными темами которой являются свободолюбивые, назначение поэта и поэзии, любовь...смотреть целиком
  5. ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ
    Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. ...смотреть целиком
  6. Ваше отношение к дуэли... (по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).
    Дуэль- поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. Цель этого поединка состоит в восстановление чести. В XIX веке в России существовали специальные дуэльные правила, естественно неписанные, потому что дуэли были запрещены....смотреть целиком
  7. Сказочный мир Пушкина  Новое!
    Это одно из ярчайших воспоминаний моего дошкольного детства — это, наверное, мое первое знакомство с Пушкиным. Любовь с первого взгляда, с первого же слова — и навсегда. …Мне два с половиной года. Я впервые с родителями на морском побережье. Евпатория....смотреть целиком