Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов о чувствах самой поэтессы, о ее
кумирах, о предметах ее восхищения.
И одним из неоскудневающих источников творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она
пронесла эту любовь через всю свою жизнь, не побоявшись даже темных дебрей литературоведения, куда входила
не однажды, чтобы прибавить к биографии любимого поэта несколько новых штрихов. А. Ахматовой принадлежат
статьи: "Последняя сказка Пушкина (о "Золотом петушке")", "Адольф" Бенжамена Констана в творчестве Пушкина",
"О "Каменном госте" Пушкина", а также работы: "Гибель Пушкина", "Пушкин и Невское взморье", "Пушкин в 1828
году" и др.
В "Вечере" Пушкину посвящено стихотворение из двух строф, очень четких по рисунку и трепетно-нежных по
интонации.
Любовь к Пушкину усугублялась еще и тем, что по стечению обстоятельств Анна Ахматова — царскоселка, ее
отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно
ощущает неисчезающий пушкинский дух, словно навсегда поселившийся на этой вечно священной земле русской
Поэзии. Те же Лицей и небо и так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк, мерцают пруды и, по-
видимому, так же (или - иначе?) является Муза бесчисленным паломничающим поэтам...
Для Ахматовой Муза всегда — "смуглая". Словно она возникла перед ней в "садах Лицея" сразу в отроческом
облике Пушкина, курчавого лицеиста — подростка, не однажды мелькавшего в "священном сумраке"
Екатерининского парка, — он был тогда ее ровесник, ее божественный товарищ, и она чуть ли не искала с ним встреч.
Во всяком случае ее стихи, посвященные Царскому Селу и Пушкину, проникнуты той особенной краской чувства,
которую лучше всего назвать влюбленностью, — не той, однако, несколько отвлеченной, хотя и экзальтированной
влюбленностью, что в почтительном отдалении сопровождает посмертную славу знаменитостей, а очень живой,
непосредственной, в которой бывают и страх, и досада, и обида, и даже ревность... Да, даже ревность! Например, к
той красавице с кувшином, которою он любовался, воспел и навек прославил... и которая теперь так весело грустит,
эта нарядно обнаженная притворщица, эта счастливица, поселившаяся в бессмертном пушкинском стихе!
Урну с водой уронив,
об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит,
праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода,
изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной
струей, вечно печальна сидит.
Ахматова с женской пристрастностью вглядывается и в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта, и в
пушкинский стих. Ее собственное стихотворение, озаглавленное (не без тайного укола!), как и у Пушкина,
"Царскосельская статуя", дышит чувством уязвленности и досады:
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Надо сказать, что небольшое ахматовское стихотворение безусловно одно из лучших в уже необозримой
сейчас поэтической пушкиниане, насчитывающей, по-видимому, многие сотни взволнованных обращений к великому
гению русской литературы. Но Ахматова обратилась к нему так, как только она одна и могла обратиться, — как
влюбленная женщина, вдруг ощутившая мгновенный укол нежданной ревности. В сущности, она не без мстительности
доказывает Пушкину своим стихотворением, что он ошибся, увидев в этой ослепительной стройной красавице с
обнаженными плечами некую вечно печальную деву.
Вечная грусть ее давно прошла, и вот уже около столетия она втайне радуется и веселится своей поистине
редкостной, избраннической, завидной и безмерно счастливой женской судьбе, дарованной ей пушкинским словом и
именем...
Как бы то ни было, но любовь к Пушкину, а вместе с ним и к другим многообразным и с годами все
расширявшимся культурным традициям в большой степени определяла для Ахматовой реалистический путь
развития. В этом отношении она была и осталась традиционалисткой.
В обстановке бурного развития различных послесимволистских течений и групп, отмеченных теми или иными
явлениями буржуазного модернизма, поэзия Ахматовой 10-х годов могла бы даже выглядеть архаичной, если бы ее
любовная лирика, казалось бы, такая интимная и узкая, предназначенная Ей и Ему, не приобрела в лучших своих
образцах того общезначимого звучания, какое свойственно только истинному искусству.

Похожие сочинения

  1. Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности,...смотреть целиком
  2. Стихотворение А.С Пушкина «Мадонна». (Восприятие, истолкование, оценка)
    Пушкин... Как много слов сказано... Как много еще хочется сказать...Великий поэт оставил нам неисчерпаемые богатства своего творчества. Не одна плеяда замечательных писателей была воспитана на лоне его поэзии, не одно поколение читателей нашло в...смотреть целиком
  3. Стихотворение А.С.Пушкина «...Вновь я посетил...» (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время. Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут...смотреть целиком
  4. Природная лирика Пушкина.
    " Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…" Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой...смотреть целиком
  5. В поисках «живого» лица Пушкина (Первые десятилетия XX века)
    В истории жизни образа Пушкина были этапы переломные, как в 30-е годы XIX века, во вторую половину 50-х, в начале 80-х годов, когда заметно менялись отношения к личности и творчеству Пушкина. Были иные периоды, когда новые оценки, прочтения его творчества...смотреть целиком
  6. Александр Сергеевич Пушкин – Болдинская осень 1830 года
    В Болдино Пушкин очень плодотворно работал. Он написал около четырехсот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина» (но последняя сгорела). Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихотворений, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа...смотреть целиком
  7. Личность и история в творчестве А. С. Пушкина
    Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики, что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего, его проблем и перенестись в другой, неведомый мир, который привлекал своей непознанностью, загадочностью, где, по мнению романтиков,...смотреть целиком